Извержение в Исландии показало, что все люди, в сущности, живут на вулкане. При этом они плохо знают процессы в глубине планеты и не умеют их контролировать. И даже предсказать толком не могут.
Скажем сразу, никаких прогнозов о дальнейшем поведении извергающегося вулкана Эйяфьялдаекюдль собравшиеся в четверг на пресс-конференцию в РИА «Новости» журналисты от ученых не услышали. Оно и понятно: можно только заниматься спекуляциями на эту тему, но собирается ли вулкан затухать или за временным затишьем последует новый всплеск, никто не знает. Специалисты высказывались о том, как связано извержение исландского вулкана с глобальными геотектоническими процессами, чего ждать от вулканов в будущем и можно ли следить за вулканической активностью.
«Это проявление естественного процесса активизации сейсмической и вулканической активности, который начался в 1908 году мощным землетрясением на Алтае и, по нашим оценкам, должен окончиться приблизительно к 2012 году», -- считает ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ профессор Михаил Рукин. Он изложил свою сугубо личную точку зрения, согласно которой причины такой активности связаны с движением Земли по орбите. Правда, на вопрос, что же произойдет с земной орбитой в 2012 году, корреспондент Infox.ru ответа не получил.
«Извержение Эйяфьялдаекюдля можно рассматривать как микромодель извержения другого исландского вулкана -- Лаки, -- считает ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ Юрий Голубчиков. -- Это произошло в 1783 году: трещина длиной 25 км извергалась в течение семи месяцев. Последствия были катастрофическими: на Исландию обрушились дожди, насыщенные серной кислотой и фтором, погибли растительность и скот, над Европой нависла черная туча. В итоге вымерла четверть населения Исландии, а во всей Европе начался голод».
Как контролировать вулканы
(«Вулканы надо регулярно чистить, и тогда они горят ровно, без всяких извержений…»
Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)
По мнению Юрия Голубчикова, исландское извержение серьезно предупреждает, что мы еще очень плохо знаем глубинные процессы планеты. Весьма вероятно, нас ждут еще более серьезные катаклизмы. Чтобы хоть как-то к ним подготовиться, надо подробно изучить опыт прошлых вулканических извержений и наладить мониторинг всех горячих точек планеты. «Например, наши камчатские вулканы -- это самые высокие горы в мире, если измерять не от уровня океана, а от дна Курило-Камчатского желоба. И за ними надо следить, вместо того чтобы тратить деньги на изучение мифической опасности от повышения уровня углекислого газа в атмосфере», -- сказал географ.
На вопрос корреспондента Infox.ru, какими методами люди располагают для мониторинга вулканической активности, Юрий Голубчиков назвал спутниковое слежение, которое сейчас дает большие возможности. Впрочем, такой мониторинг все равно извержение предсказать не может.
Предложение: ловушка нейтронов
Про метод, который имеет некоторую предсказательную ценность в отношении вулканической активности, говорит доцент кафедры общей и прикладной геофизики университета «Дубна» Владимир Кривицкий. Метод основан на том, что в вулкане происходят ядерные реакции с выделением огромного количества энергии. Эти же реакции происходят и в плюме -- вертикальном потоке мантии, поднимающемся к поверхности. Точки земной коры, в которых плюм находится недалеко от поверхности, и есть горячие (в нашей стране это Камчатка, Байкал, Кавказ). Происходящие в глубине планеты ядерные реакции проявляют себя потоком нейтронов.
«Поток нейтронов характеризует активность ядерной реакции, -- объяснил Владимир Кривицкий корреспонденту Infox.ru. -- Разработаны датчики нейтронного потока, которые мы можем устанавливать на поверхность Земли в горячих точках. Усиление потока нейтронов сразу скажет о том, что усиливается разрушение вещества. Такие нейтронные датчики можно использовать для мониторинга земной коры в зонах катаклизмов».
Какие вулканы потенциально опасны
Основная неприятность Эйяфьялдаекюдля объясняется тем, что он расположен под ледником: именно прохождение вулканического газа и магмы через лед порождает такое количество пепла. Кстати, свое непроизносимое имя исландский вулкан получил от покрывавшего его ледника.
На вопрос, чего людям ждать от других всемирно известных вулканов типа Везувия, Юрий Голубчиков ответил, что этот и другие материковые вулканы гораздо менее опасны. Их извержение оказывает только местный эффект. А вот если активизируется соседний с Эйяфьялдаекюдлем более крупный вулкан Катла, будет плохо. А это вполне реально сейчас, как произошло в 1823 году, когда виновник нынешних бедствий извергался в течение 18 месяцев, а вслед за этим эстафету подхватил Катла.
Что же касается отечественных вулканов, помимо Камчатки надо тщательно следить за Эльбрусом, говорят ученые.