29 марта ‘24, Пятница

Пластиковый мусор разлагается в океане до ядовитых соединений

Вопреки распространенному мнению, пластик в природе все-таки разрушается. Правда, обнаружившие продукты его распада японские ученые своему открытию не рады -- слишком уж опасны продукты разложения.

Во многих скверах, парках и лесах стоят таблички, запрещающие выбрасывать полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и другие полимерные изделия. Все дело в том, что при попадании в почву они практически не разлагаются, создавая преграды на пути нормального функционирования земли, блокируя доступ воды, воздуха и света к определенным участкам. Да и выглядит все это не слишком впечатляюще: зеленая трава подавляющему большинству людей приятнее на вид, нежели слой бутылок. Инертность полимеров обусловлена высокой кинетической стабильностью к процессам разрушения -- бактериям и кислороду просто не подступиться к химическим связям. Так что органические полимеры имеют склонность лежат сотни лет. Правда, как оказалось, не везде.

Сети притащили мертвеца

Отобрав пробы воды и песка в 200 точках, принадлежащих 20 странам, сотрудники крупнейшего в Японии Японского университета (Nihon University) Катсухико Сайда (Katsuhiko Saido) и Хидето Сато (Hideto Sato) обнаружили там значимые концентрации бисфенола А. Концентрации вредного вещества составляли от 0,01 до 50 миллионных долей. О своей находке они рассказали на съезде Американского химического общества 23 марта.

Бисфенол А входит в состав ряда пластиков и добавок в них, а в последнее время оказался под прицелом исследователей и общественности. Многие годы считалось, что пластики инертны, но сейчас эта проблема активно изучается. Печень, центральная нервная система -- о влиянии бисфенола на различные органы поступают противоречивые сведения, немалую роль в этом играют лоббисты как производителей продуктов питания в пластиковой упаковке, так и их противников. Пока исследования еще не закончены, но, по-видимому, безоговорочно доверять пластику человек больше никогда не будет, даже если с экранов телевизора скажут, что все абсолютно безопасно.

Откуда он в океане

На вопрос, откуда же взялся бисфенол А в океане, ученые отвечают -- из мусора. Между Гавайями и Калифорнией уже сформировался своеобразный поток мусора, сетуют японские исследователи. Только с японского побережья ежегодно в море смывается 150 тысяч тонн мусора -- огромная куча. И немалую долю в этом количестве составляют тяжелые пластики и эпоксидные компоненты, разлагающиеся до бисфенола А. Температура в мировом океане для процессов разложения вполне подходящая -- считают ученые. И данные только подтверждают это.

«Нам следует готовиться к новой угрозе Мировому океану -- заражению продуктами разложения пластиков», -- преупреждает Сайдо.