18 апреля ‘24, Четверг

Ледники Килиманджаро тают из-за потепления тропосферы

Ледники Килиманджаро выдержали даже 300-летнюю засуху. Но вот справиться с современным повышением температуры воздуха не могут. Возможно, они полностью исчезнут в 2033 году, считают ученые.

Ледники Килиманджаро далеко не самые большие в мире, но их быстрое таяние, начавшееся в ХХ веке, ученые приводят в качестве одного из самых ярких примеров, иллюстрирующих современные климатические изменения. Профессор Лонни Томпсон (Lonnie Thompson) из Университета штата Огайо уже много лет занимается данной проблемой. Изучив шесть ледниковых кернов, добытых еще в 2000 году, космические снимки Landsat, а также получив данные прямого измерения ледников, профессор Томпсон вместе со своими коллегами пришел к выводу, что ледники Килиманджаро тают из-за повышения среднегодовой температуры в тропосфере. Сделанный учеными вывод далеко не так очевиден, как может показаться. Довольно широко распространено мнение, что ледникам Килиманджаро просто не хватает питания -- осадков. Но профессор Томпсон очень четко восстановил всю историю формирования, отступления и наступления Килиманджарских ледников. И оказалось, что осадки тут совершенно ни при чем: так сильно ледники не уменьшались даже 4500 лет назад во время сильнейшей засухи, длившейся 300 лет. Кроме того, ученым удалось обнаружить еще одно необычное доказательство уникальности происходящих изменений.

Уникальные 65 см

«В верхнем слое 49-метрового керна мы обнаружили вытянутые пузырьки воздуха. Это значит, что в этом слое толщиной 65 см происходило очень активное поверхностное таяние льда», -- пишут авторы работы. Больше таких слоев ученые не нашли ни в одном другом керне, ни в одном другом слое. «Эта очень важная находка означает, что за всю многотысячелетнюю историю ледника поверхностного таяния не происходило», -- утверждают ученые.

Разгадка на поверхности

Поверхностное таяние ледника -- особый процесс. По снимкам из космоса или фотографиям нетрудно выяснить, как изменяется площадь поверхности ледника. Но как меняется такой параметр, как толщина ледника, с орбиты не увидишь. Как раз поверхностному таянию ледников Килиманджаро раньше ученые уделяли явно недостаточно внимания, и, по словам профессора Томпсона, зря. Таяние поверхностных слоев ледника -- точный индикатор климатических изменений, так как оно происходит в первую очередь благодаря повышению температуры воздуха. Ученые как раз и попытались составить полную картину того, как менялась во времени не только площадь, но и толщина ледника.

Немного истории и цифр

Профессор Томпсон выяснил, что ледники на Килиманджаро начали формироваться сравнительно недавно -- 11 700 лет назад. С 1912 года их площадь стала сокращаться. В период с 1912 по 1953 год площадь ледников сокращалась примерно на 1% в год. Потом процесс сильно ускорился, и в период с 1989 по 2007 площадь сокращалась уже на 2,5% в год. «К 2007 году площадь ледников Килиманджаро уменьшилась почти на 85%. По сравнению с началом 1912 года -- с 12 км2 до 2 км2» , -- говорят авторы работы. С 2000 года и толщина ледников сильно сократилась. По подсчетам профессора Томпсона, толщина северной части ледника уменьшилась на два метра, а южной части -- на пять метров.

Очень сходные процессы происходят и с другими ледниками, которые находятся в горных массивах тропиков и субтропиков на такой же большой высоте -- выше 5000 метров. Как считают ученые, это может означать, что причина этих изменений одна -- повышение среднегодовой температуры тропосферы Земли. Что касается ледников Килиманджаро, то если такая же тенденция климатических изменений продолжится, то им осталось существовать совсем недолго. Примерно до 2033 года, подсчитали профессор Томпсон и его коллеги.

Исследования американских ученых можно найти в последнем номере PNAS.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией