20 апреля ‘24, Суббота

Ледники Антарктиды и Гренландии тают катастрофически быстро

Ледники Гренландии и Антарктиды тают с катастрофической скоростью. Несмотря на многочисленные исследования, ученые все же не могут точно ответить на вопрос, как таяние ледников и глобальное потепление повлияют на уровень морей и океанов.

Ледники в Гренландии и Западной Антарктиде тают быстрее, чем предполагали ученые. А в некоторых местах они тают слишком стремительно. К таким выводам пришли британские ученые, проанализировавшие 50 млн снимков ледовых щитов, сделанных спутниками NASA. Новые данные получены с помощью высокоточного лазерного сканирования, передает Associated Press.

Британские ученые сначала уделяли особое внимание  лишь таянию льда на вершинах толстых ледовых щитов, впоследствии же выяснилось, что лед быстро тает и по краям. Согласно данным, опубликованным в журнале Nature, с 2003 года в некоторых районах Антарктиды ледники стали тоньше на 915 см.

С каждым годом ледники тают все быстрее и быстрее. В период с 2003 по 2007 год в некоторых районах Антарктиды скорость таяния ледников на 50% выше, нежели в период с 1995 по 2003 год. Лед становится тоньше, и на месте впечатляющих ледниковых гор уже сегодня высятся холмы. Чем больше тают ледники, тем больше появляется воды вокруг, которая, в свою очередь, тоже размывает лед.

Данные ООНПо данным ООН, в 1980-1999 годах среднегодовое таяние льдов на нашей планете составляло 0,3 метра в год, в 2000 году — 0,5 метра. А сейчас ледники тают уже со скоростью 1,5 метра.
По мнению сотрудника Британской антарктической службы, автора исследования Хамиша Притчарда, основной вопрос состоит в том, насколько быстро ледники будут таять в дальнейшем. «Они тают намного быстрее, чем мы предполагали», -- заявил он. Так, 81 из 111 ледников Гренландии исчезают с катастрофической скоростью. По мнению Притчарда, главная проблема – «не потепление климата, а талая вода».

В то же время проведенное исследование не отвечает на вопрос, как таяние ледников и глобальное потепление повлияют на уровень морей и океанов. Некоторые ученые утверждали, что таяние двух ледовых щитов приведет к концу века к повышению уровня моря на 92 см, а может, и больше. Но слои льда все-таки довольно толстые, и может понадобиться сотни лет на то, чтобы они растаяли окончательно.

Некоторые ученые полагали, что таяние ледников может замедлиться. Однако профессор Пенсильванского университета Ричард Элли подчеркивает, что последние измерения полностью опровергли эти оптимистичные прогнозы.