Российские ученые выяснили, что мусор, застрявший в шерсти мамонтов, является ценным источником информации об экосистемах прошлого.
Об этом на конференции памяти палеоэнтомолога Владимира Жерихина (1945-2001), состоявшейся 10-11 ноября в Палеонтологическом институте РАН, рассказал Алексей Котов, сотрудник Института проблем экологии и эволюции. В исследовании также принимали участие работники Музея ледникового периода.
Пытаясь реконструировать климат и экосистемы последних 2,5 млн лет (это время известно как четвертичный период), специалисты прибегают к различным методикам, таким как анализ донных отложений и даже изучение круглых червей из вечной мерзлоты. Однако до сих пор мамонтовая шерсть не рассматривалась как особый источник информации о четвертичном периоде.
Коллектив ученых под руководством Котова решил исправить это упущение. В руки исследователей попало несколько мешков шерсти мамонта, которая была собрана местными жителями в окрестностях реки Большая Чукочья (Якутия). Ученые расчесали свалявшиеся колтуны (помимо мамонтовой шерсти, там попадались волосы бизонов и перья птиц) и сняли с них весь нацепившийся мусор.
Выяснилось, что в шерсти мамонтов в большом количестве встречается пыльца растений, водоросли, споры грибов, а также надкрылья жуков, клещи и эфиппии - покоящиеся яйца дафний (пресноводных ветвистоусых рачков). Интересно, что возраст самой шерсти составляет несколько десятков тысяч лет, тогда как налипший на нее сор порой значительно моложе. Это значит, что шерсть долгое время после смерти животного продолжала собирать на себя органические остатки, служа своеобразной летописью происходящего.
Ученые уже успели обнаружить в шерсти эфиппии дафний Ctenodaphnia, которые в настоящее время не встречаются на территории Якутии. Проект пока далек от завершения, поэтому Котов уверен, что шерсть мамонта позволит сделать и другие открытия. Напомним, недавно американские специалисты показали, что с течением времени мамонты прекращали питаться молоком матери во всё более раннем возрасте. Это доказывает, что они служили объектом интенсивной охоты.