19 апреля ‘24, Пятница

В Турции обнаружен череп древнего носорога, погибшего в потоках лавы

Палеонтологи нашли в центральной части Турции череп двурого носорога возрастом 9,2 миллиона лет. Извержение, в ходе которого животное погибло, было похоже на извержение Везувия, случившееся в 79 году до нашей эры.

Описание находки, сделанной французскими и турецкими палеонтологами, опубликовано в журнале PLOS ONE.

Останки позвоночных животных очень редко содержатся в вулканических породах, поскольку высокая температура потоков лавы разрушает органическое вещество. Череп носорога, случайно обнаруженный в июне 2010 года в ходе геологической экспедиции в Каппадокию, является редким исключением из этого правила.

Проводя геологические исследования, ученые заметили кости, торчащие из глыбы ингимбрита, породы, состоящей из лавы, пепла и вулканического стекла. Палеонтологам понадобилось 3 дня, чтобы извлечь остатки. Оказалось, что они являются практически целым черепом Ceratotherium neumayri, вымершего носорога, который населял восточное Средиземноморье в конце миоцена.

Судя по всему, сначала животное погибло из-за перегрева, а затем его голова была оторвана от туловища пирокластическим потоком из пепла, газов и камней и отнесена на 30 километров севернее эпицентра извержения. О сильном нагреве черепа свидетельствует сморщенная поверхность костей.

При этом температура пепла, под которым был погребен носорог, не должна была превышать 900 градусов Цельсия, так как в противном случае кости бы сгорели. Скорее всего, пепел был нагрет всего до 400-450 градусов. Именно при такой температуре погибали жители Везувия, что позволило их скелетам сохраниться.