25 апреля ‘24, Четверг

Археологи научились определять содержимое невскрытых кладов

С помощью нового метода можно создать трехмерное изображение древних монет, находящихся в кувшине или погребальной урне.

Археологи и инженеры из Саутгемптонского университета в сотрудничестве с Британским музеем разработали на основе рентгеновского излучения новую методику анализа монет и других металлических предметов. Метод позволяет сканировать поверхность монет, не очищая их и даже не извлекая их из емкостей, в которых они были найдены.

Изначально методика была разработана Центром компьютерной томографии при Саутгемптонском университете для сканирования технических устройств, таких, как лопасти реактивных турбин. Однако археологи приспособили его для детального изучения римских монет. Их ученые в массе находят на территории Британии. Оказалось, что метод позволяет детально воссоздавать изображения и надписи на монетах, и при этом сокращает время, необходимое для обработки археологических находок.

«Раньше, чтобы извлечь и очистить одну монету, требовались часы или даже дни. Теперь же мы можем практически сразу понять, профиль какого императора изображен на монете, даже не извлекая ее из клада, чтобы не ставить под угрозу сохранность находки», -- пояснил Грэм Ерл, один из авторов разработки. Особая компьютерная программа позволяет получать не только двухмерное изображение поверхностей, но и трехмерную модель находки, если она состоит из нескольких предметов. Ученые надеются, что новый метод найдет применение и в других археологических исследованиях.

Археологи изучили с помощью нового метода уже три массовые находки римских монет. Одна из них представляет собой слипшийся ком весом около 100 килограммов, состоящий более чем из 30 тысяч монет, датируемых 270 годом нашей эры. Он был найден рядом с английским городом Бат. Вторая проанализированная находка – это погребальная урна с пеплом и фрагментами костей, содержащая 9 монет и обнаруженная рядом с местечком Котсуолдс. Она относится к 282 году н.э. И, наконец, третьей изученной находкой стал небольшой клад второго столетия н.э., обнаруженный в Йоркшире.