Палеонтологи выяснили, что происходило после смерти с беременной самкой ихтиозавра, найденной в отложениях нижней юры (180 млн лет назад) рядом с немецким городком Хольцмаден.
Скелет взрослого животного прекрасно сохранился – всего его кости окаменели в естественной анатомической позиции. В то же время эмбрионы ихтиозавра были разбросаны вокруг тела матери. До настоящего времени ученые объясняли это действием трупных газов: туши морских ящеров «взрываются» в процессе разложения и раскидывают свое содержание. Однако в статье, которая вышла в журнале Palaeobiodiversity and Palaeoenvironments, предложена новая трактовка посмертной судьбы древней рептилии.
Палеонтологи привлекли данные Института судебной медицине во Франкфурте, так как масса и размеры ихтиозавров сопоставимы с аналогичными показателями у человеческих трупов. При помощи манометров, установленных внутрь разлагающихся человеческих тел, судебные эксперты выяснили, какое давление имеют трупные газы – оно составляет всего 0,035 бар. Этого явно недостаточно, чтобы туша ихтиозавра взорвалась на дне глубоководного юрского моря (его глубину оценивают в 50-150 метров). Чтобы подобный «взрыв» произошел, давление, распирающее разлагающегося морского ящера, должно быть, согласно расчетам ученых, не меньше 15 бар.
Между тем рептилии, распухшие под действием трупных газов, после погружения на дно могли вновь всплывать на поверхность, но тогда их туши разрушались падальщиками и течениями, и в результате кости морских ящеров оказывались разбросанными по дну. Хорошая же сохранность немецкого ихтиозавра вызвана, как считают авторы статьи, особенностями моря, существовавшего на территории Германии в юрское время. Ихтиозавр, упав на дно, больше не всплывал, а медленно разлагался в холодной воде в условиях недостатка кислорода и высокого давления на глубине. Остатки эмбрионов были постепенно отнесены от трупа матери медленными придонными течениями.