29 марта ‘24, Пятница

Найдена самая древняя бактерия

Британские и австралийские палеонтологи обнаружили окаменевшие остатки, возможно, самой древней бактерии на Земле - ее возраст составляет более 3,4 миллиарда лет. Это на 200 миллионов лет превышает предыдущий рекорд древности бактерии.

Статья Дэвида Уэйси (David Wacey) из Университета Кроули, Австралия, и его коллег опубликована в журнале Nature Geosciences. Ученые обнаружили останки микроорганизма в отложениях песчаника в местности под названием Стрелли Пул (Strelley Pool) в штате Восточная Австралия, сообщает РИА Новости. Горные породы здесь образовались во время очень узкого «временного окна» - 3,6-3,4 миллиардов лет назад. Это и позволило установить возраст ископаемой бактерии.

«У нас теперь есть убедительные доказательства того, что жизнь существовала уже 3,4 миллиарда лет назад. Наше открытие подтверждает, что в это время существовали микроорганизмы, способные жить в отсутствие кислорода», - пояснил один из участников группы Мартин Брейзер (Martin Braiser) из Оксфордского университета.

Ученые считают, что 3,5-2,5 миллиарда лет назад на Земле господствовали хемобактерии, получающие энергию для жизнедеятельности из химических реакций. Команда Уэйси обнаружила остатки именно такой бактерии, окисляющей соединения серы для получения энергии.

«Такие бактерии достаточно распространены и сегодня. Их можно найти в зловонных канавах, в почве, в горячих гейзерах или у источников горячей воды в океане - в общем, в любом месте, где мало кислорода и есть некоторое количество органики», - объяснил Брейзер.

Авторы работы обнаружили бактерий в порах в образцах песчаника. Остатки бактерий располагались в окружении кристаллов пирита - соединения серы и железа, конечного продукта жизнедеятельности большинства серных хемобактерий.

Ученые проверили органическое происхождение ископаемых остатков, сравнив содержание изотопа углерода С13 в микро-окаменелостях и в окружающей их среде. Пониженное содержание «тяжелого» углерода подтвердило их органический характер.

«Сейчас мы сравниваем нашу бактерию с другими известными микро-окаменелостями, и высоко оцениваем шансы найти еще более древние микроорганизмы», - говорит Брейзер.

УАЗ возобновил выпуск экспедиционных «буханок» за 1,7 млн рублей