24 апреля ‘24, Среда

Археоптерикс перестал быть предком птиц

Новая находка ископаемого пернатого динозавра перевернула представление ученых об эволюции птиц. Археоптерикс, которого всегда считали предком современных птиц и переходной формой между динозаврами и птицами, оказался всего лишь ящером с перьями.

Китайские ученые под руководством доктора Сюя Сина (Xing Xu) из Университета города Линьи обнаружили в провинции Лярнин на северо-востоке Китая ископаемые остатки пернатого динозавра. Находке дали название Xiaotingia zhengi в честь основателя одного из палеонологических музеев в Китае Чжэна Сяотина. Пернатый динозавр, вес которого не превышал 800 граммов, пошатнул положение знаменитого археоптерикса, считавшегося предком всех современных птиц. При сравнении новой находки с архиоптериксом ученые сделали вывод о том, что археоптерикса нельзя считать переходным звеном между динозаврами и птицами -- это всего лищь ящер с перьями.

По мнению доктора Сина, некоторые черты, всегда считавшиеся «птичьими», на самом деле, характерны и для пернатых ящеров -- рептилий, которые появились еще 120-200 миллионов лет назад. Это развитое предплечье, наличие перьев и трехпальцевость. Правда, у пернатых ящеров, в отличие от современных птиц, отсутствует палец, направленный назад.

Археоптерикс был найден в 1861 году немецким археологом Германом фон Майером. Все это время он считался предком современных птиц. Археоптерикс стал своеобразным символом теории эволюции – ведь эта находка наглядно подтверждала теорию Чарльза Дарвина. К тому же, нашли археоптрикса всего через два года после публикации знаменитой книги великого ученого о происхождении видов. Теперь, по словам Лоренса Уитмера (Lawrence Witmer) из университета штата Огайо, комментирующего исследование Сюя Сина на страницах журнала Nature, благодаря Xiaotingia zhengi ученым придется пересматривать всю эволюцию птиц. Хотя Уитмер считает, что новое исследование китайских ученых наверняка вызовет жаркие дебаты, поскольку многие специалисты не захотят снимать археоптерикса с «насиженного насеста» и пьедестала почета.

Статью с описанием находки, пошатнувшей положение археоптерикса, можно прочитать в последнем номере журнала Nature.

Власти прокомментировали ситуацию с ценами на хлеб в России