Сложная история взаимоотношений Сталина и церкви представлена в монографии старшего научного сотрудника Института российской истории РАН Игоря Курляндского «Сталин, власть, религия».
Полностью книга называется «Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.)». Написана она в жанре исторических очерков. Автор пишет о малоизученных аспектах государственной политики по отношению к религии в 1922-1953 годах и о роли Сталина в этой политике. Во введении рассматривается влияние духовного образования на становление личности Иосифа Сталина и на его деятельность.
Впервые в монографии показано участие Сталина в антицерковной кампании 1922-23 годов. Автор подробно описывает его роль в репрессиях против духовенства и мирян в 1922 году и в «деле» патриарха Тихона. Курляндский анализирует и причины поворота советской политики к так называемому «религиозному нэпу» весной-летом 1923 года. А затем – свертывание «религиозного нэпа» и переход к политике гонений и репрессий против религиозных организаций в 1926-1930 годах. Один из шагов этой политики – постановление ЦК «О мерах по усилению антирелигиозной работы» (1929 год).
Одна из самых интересных глав книги содержит оценку автором «религиозной мифологии» большевизма и сталинизма, особенности которой передал в своем творчестве Андрей Платонов. В книге также освещаются некоторые малоизвестные аспекты отношения власти к религии в годы «большого террора» 1937-1938 годов и позже.
В книге использованы ранее не публиковавшиеся архивные материалы, пишет Интерфакс. Приведен полный текст записки министра государственной безопасности Виктора Абакумова об «антисоветской деятельности священнослужителей» в 1948 году.
Из статьи Игоря Курляндского «К истории мнимого поворота Сталина к религии и Православной Церкви в 1930-е годы»:
«...в результате нашего исследования получены надежные доказательства, что ... опубликованные материалы по истории церковно-государственных отношений в 1919-м и в 1939-м годах являются подлогами, грубо сфабрикованными неизвестными политическими провокаторами в конце 1990-х годов и транслированными в СМИ... Сочинение этих бумаг понадобилось для достижения ясных политических целей – формирования и внедрения в общественное сознание мифа о расположенности Сталина к Церкви и православной религии еще до войны, создания положительных образов «православного» Сталина и «патриотического» сталинского руководства... все сюжеты в историографии и в учебных пособиях (версия о радикальном изменении государственно-церковного курса до Великой Отечественной войны уже вошла в состав сюжетов ряда вузовских учебников и хрестоматий по отечественной истории ХХ века, рекомендованных Министерством образования РФ), необходимо признать не соответствующими действительности...»