Крупнейший порт на всем Балканском полуострове - афинский порт Пирей, в пятом и четвертом тысячелетии до н.э. был островом. В то время уровень Средиземного моря повысился настолько, что перешеек, соединяющий Пирей и Аттику, скрылся под водой. Геологи подтвердили гипотезу древнегреческого географа и историка.
К такому выводу пришли ученые под руководством доктора Жана-Филиппа Гуарана (Jean-Philippe Goiran) из Афинского университета. По словам авторов, это предположение высказал еще в первом веке н.э. древнегреческий географ и историк Страбон. Гипотезу Страбона ученые и решили проверить. Для этого команда Гуарана провела бурение в районе порта на территории современной долины реки Кефисс. На основе анализа 20-метровых кернов исследователи установили, что раньше на этом месте было море.
Хроника Пирея
Самые нижние слои кернов датировались возрастом примерно 6700 лет до н.э. По словам Гуарана, в то время уровень Средиземного моря был выше, чем современный, но перешеек между Аттикой и районом Пирея все же оставался. А вот в период с 4800 года до н.э.по 3400 год до н.э. уровень моря повысился настолько, что перешеек скрылся под водой и район порта Пирей превратился в остров. Примерно через тысячу лет уровень моря опять понизился и некоторые участки перешейка показались над водой, там стали формироваться лагуны. Особую роль сыграло и большое количество осадочного материала, который выносили в район побережья реки. Постепенно эта местность стала превращаться в заболоченную равнину.
В пятом веке до нашей эры, как раз тогда, когда на Акрополе строился Парфенон, отдельные лагуны там все еще встречались. Тогда же, в 431 году до нашей эры, и началось строительство длинных стен – грандиозных оборонительных сооружений, которые соединяли порт Пирей и Афины. По словам Гуарана, для того чтобы построить эти стены, инженерам того времени сначала пришлось придумать, как укрепить болотистую местность.
Ничуть не меньше геологического прошлого окрестностей Афин, доктора Гуарана интересовал вопрос, как Страбон мог догадаться о том, что Пирей когда-то был островом. По всей видимости, считает Гуаран, Страбон владел какими-то источниками с описанием этой местности. Возможно, древнегреческий географ заинтересовался местным заболоченным ландшафтом, стал его изучать и предположил, что когда-то на месте болота было море.
Это не первый пример, когда на помощь историкам приходят геологи. Недавно шотландский профессор Андерхилл на основе трудов Гомера, опять же Страбона и своих собственных исследований нашел родину Одиссея. По мнению Андерхилла, Одиссей родился не на острове Итака, а на современном полуострове Палики, части острова Кефалония (он находится в Ионическом море у берегов Греции). Андерхилл доказал, что во времена Гомера этот полуостров был островом.