В дни десятилетия смены редакций крупнейших российских СМИ – журнала «Итоги» и телекомпании НТВ – в российском интернете разгорелась дискуссия о событиях 2001 года. В ней приняли участие как журналисты, которые тогда были вынуждены покинуть свои СМИ, так и те, кто представлял другую сторону.
Главный редактор журнала «Итоги» Сергей Пархоменко, который вместе с журналистским коллективом, делавшим этот журнал, был уволен ровно десять лет назад, 17 апреля 2001 года, в своем блоге призвал всех, кто считает, что «Итоги» были «инструментом в медийных войнах Гусинского», сходить в библиотеку.
«Тем, кто сегодня продолжает врать, будто «Итоги» были «инструментом в медийных войнах Гусинского», я в который раз говорю: идите в библиотеку, берите подшивку журнала за все годы его существования, читайте сами и ищите следы тех «грязных разборок». Их там нет», – написал в своем ЖЖ Пархоменко, который сейчас возглавляет редакцию «Вокруг света». «Вообразите себе кино – вроде того, что снимает теперь Аркадий Мамонтов, – или телепрограмму – вроде тех, что ваяет теперь Глебушка Пьяных, – на тогдашнем, «олигархическом» НТВ или ОРТ. Или представьте себе печатную кампанию, вроде запускаемых сегодняшними «Известиями», «Комсомольцем» или «КП» - в газетах тех времен. Не выходит? То-то», – вопрошает бывший главный редактор «Итогов».
«Если кто-нибудь хочет поговорить сегодня о том, как «Итоги» вместе с другими СМИ Гусинского улеглись под Лужкова с Примаковым» – пусть посмотрит вот на эту обложку», – пишет Пархоменко и прикладывает скриншот журнала с заявленной на первой странице главной темой «Отечество – вся Россия: У Вас упало».
«Это – последний номер непосредственно перед парламентскими выборами 1999 года. Теми самыми, на которых, как это принято теперь врать, «издания Гусинского во всю работали на Лужка»... Вы как сами-то думаете: можно выйти с такой обложкой, если участвуешь в какой-то там заказной кампании?» – пишет Пархоменко.
Позиция Коха
Несколько дней назад в блоге на сайте «Эха Москвы» был опубликован текст Альфреда Коха, с ответом на статью Виктора Шендеровича из «Еженедельного журнала». Альфред Кох тогда занимал должность гендиректора «Газпром-Медиа» и принимал активное участие в событиях, связанных со сменой редакции НТВ. «Как можно без иронии относится к тому, что свободой слова прикрываются люди, которые использовали переданный им информационный ресурс (бесплатно, заметим, переданный) как кистень для достижения своих собственных шкурных интересов? Причем зря это г-н Шендерович пытается представить только Киселева участником «позорной олигархической войны». В этой войне участвовал весь коллектив НТВ и «Эха Москвы». Участвовал за деньги. И немалые», – написал Кох.
«И не надо врать в том духе, что лично я ни в чем таком не замешан, – адресует экс-глава «Газпром-Медиа» свои слова Шендеровичу. – Замешан, да еще как. Знал, что идет война? Знал! Знал, что твой канал в ней участвует? Знал. Почему промолчал? Ты же борец за свободу слова! Ну, так и выступи! Уволься! Гневно обличи! Что? Струсил? Бабки было жалко терять? Работа интересная? Тогда не болтай языком!»
«Скажите же, что кредитов отдавать не надо. Не надо – и все. Миллиард долларов – эка невидаль, – продолжает Кох. – Кстати, замечу, что тщательная ревизия показала: добрая половина этих денег пошла на яхты, самолеты, виллы и астрономические зарплаты для Гусинского и прикормленных им журналистов. На покупку американского спутника, который оказался не нужен. На выплаты лоббистам в конгрессе США. Когда мы зашли в компанию, она была банкрот. Из нее все вытащили. А ведь "Газпром" уже больше года как был акционером НТВ. Простить все эти художества - эту жертву должен был принести "Газпром" на алтарь свободы слова?»
«Удушение свободы слова произошло в 2004 году. После увольнения Парфенова, – считает Кох. – Все помнят, как после этого изменилась интонация всех каналов. Еще трепыхалась на РЕН ТВ Ольга Романова, еще иногда получалось что-то у Пивоварова. Но в целом это случилось тогда, в 2004-ом. Я понимаю, г-н Шендерович, что хочется лавров. Но история оставляет вам их только в супе».
Ответ Шендеровича
«Задача сложная, ибо мы имеем дело с самой опасной формой лжи – лжи, замешанной на правде», – начинает писатель и сценарист Виктор Шендерович, который на НТВ писал сценарии для программы «Куклы» и вел сатирическую программу «Итого».
По словам Шендеровича, от НТВ в 2001 году требовали «а) прекращения расследований по коррупции в Кремле; б) изменения информационной политики по «второй чеченской»; в) исчезновения из программы «Куклы» уродца, символизирующего Путина В.В». «И согласись на это Гусинский, все было бы у НТВ тип-топ, и тонны кредиторских претензий растворились бы в воздухе, как фамилия «Алоизий Могарыч» из книги застройщика», – пишет журналист.
«Кстати, о кредитах. Я в этих материях не знаток, поинтересовался у Алексея Венедиктова (главный редактор «Эха Москвы». – прим. Infox.ru), который «в материале». И знаете, что он мне сказал, г-н Кох? Неожиданную вещь. Он сказал, что Вы лжец. Что никакого миллиардного кредита не было, а было два кредита от акционеров – «Газпрома» и «Медиа-Моста» 80 (40+40) миллионов, и что акционеры еще осенью были готовы их реструктурировать, но эту сделку как глава «Газпром-Медиа» сорвали лично Вы», – пишет Шендерович.
«Все это, разумеется, совершенно не отменяет олигархических наклонностей основателя НТВ и его любви к играм в политику. Рассказанные Вами ужасы про «гусинские» яхты, виллы и самолеты вполне могут быть правдой, – но это и есть та самая опасная ложь... Ибо даже если все это чистая правда, – это не имеет НИКАКОГО отношения к тому, ПОЧЕМУ уничтожали НТВ», – считает сатирик. «Что-то Вас не зовут уничтожить Ротенберга с Абрамовичем, не правда ли, г-н Кох?» – спрашивает Шендерович.
Рассуждая о программе Парфенова, который остался на НТВ и делал еженедельную программу «Намедни» до 2004 года, Шендерович пишет: «Мне уже приходилось использовать эту метафору: длина поводка выясняется в тот момент, когда собаке надо не туда, куда надо хозяину. Блистательный Парфенов позволил надеть на себя ошейник – при этом громко убеждая страну и мир, что продолжает находиться на свободе. Оставим в стороне личные мотивы его апрельского поступка – эстетические, человеческие… каждый из них можно понять, а некоторые я даже разделяю – просто констатируем: Леонид Парфенов очень помог Кремлю изменить правила игры.
По этим новым правилам, заметим, Парфенов и был выброшен вон после интервью со вдовой Яндарбиева – в полном соответствии с логикой. Говоря здраво, обижаться имели основания скорее новые работодатели – что он валяет ваньку, какая вдова Яндарбиева? Он что, не знает, кому теперь служит? Такую постановку вопроса надо признать столь же пошлой, сколь справедливой», – заключает Шендерович.
«С Вами случилось – неприятное, и по-человечески, я Вас очень понимаю, – обращается Шендерович к Коху. – Рефлексии, литературный дар некоторый… А репутация хреновая. Причем совсем хреновая, потому что по законам драматургии кульминация бывает только одна, и Ваша – пришлась на весну 2001-го. И все россияне вот ровно таким Вас и запомнили: циничным и нахрапистым наемником. И вы застыли, как муха в янтаре, в этой своей репутации. А хочется другой. Уже и книжки пишете без уголовных последствий, – правильные, кстати, книги! – а репутация все та же. <…> Репутация… Которую Вы, похоже, зацементировали текстом, посвященным юбилею разгрома НТВ».
«Полный неприкрытых обид, этот текст с обиды и начинается: «Характерно, что ко мне (главному обвиняемому на этом процессе) никто (!) не обратился за комментарием». Я все-таки придерживаюсь той версии, что Вы не дурак, г-н Кох. И я уверен: Вы сможете понять, почему Вас, как в анекдоте, все игнорируют…», – Заканчивает свой блог Шендерович.
События 2001 года
В медиагруппу Владимира Гусинского «Медиа-Мост» входили телекомпании «НТВ», «ТНТ», «НТВ-Плюс», радио «Эхо Москвы», издательский дом «7 дней», журнал «Итоги», «Караван историй», газета «Сегодня», сайт NTVRU.com (ныне newsru.com).
13 июня 2000 года Гусинский был арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах и помещен в Бутырскую тюрьму, а 16 июня был освобождён под подписку о невыезде. Гусинского подозревали в том, что он «вместе с некоторыми руководителями Федерального государственного предприятия «Российская государственная компания «Русское видео» изъяли из собственности государства имущество стоимостью не менее десяти миллионов долларов США».
13 ноября 2000 года Генпрокуратура объявила о том, что Владимиру Гусинскому вновь назначена мера пресечения — «заключение под стражу», однако так как в России олигарха не смогли найти, то его объявили в международный розыск. 12 декабря того же года Гусинский был задержан агентами испанской полиции, а уже 22 декабря судья Бальтасар Гарсон принял решение об освобождении Гусинского.
В 2004 году Европейский суд по правам человека вынес решение, согласно которому, хотя подозрение в совершении преступления и имело под собой основание, Гусинский был незаконно лишен свободы. «Суд постановил, что ограничение свободы заявителя было произведено не только для того, чтобы он предстал перед компетентным органом, но и с другими целями», – говорится в решении суда.
3 апреля 2001 года «Газпром» на собрании акционеров сменил руководство телекомпанией. Генеральным директором НТВ стал Борис Йордан, председателем совета директоров Альфред Кох, главным редактором телекомпании НТВ Владимир Кулистиков (директором и главным редактором до этого был Евгений Киселев). В творческом коллективе НТВ произошел раскол. Ряд журналистов во главе с Киселевым отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Путина, которое часто было объектом критики НТВ. На протяжении нескольких дней они не допускали в студию НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки вещания все программы, кроме информационных, а также рекламы. В поддержку телекомпании в Москве и Петербурге прошли крупные митинги.
В ночь на 14 апреля редакция НТВ подверглась силовому вмешательству. Часть журналистов, среди которых были Евгений Киселев, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович, Андрей Норкин, Михаил Осокин, Марианна Макимовская, перешли на канал ТНТ. Позже Киселев возглавил «ТВ-6», куда перешла вся его команда, однако ТВ-6 также было закрыто, как позже и созданный на его месте телеканал ТВС. Сейчас Киселев работает на украинском телевидении, Светлана Сорокина и Виктор Шендерович участвуют в эфирах радиостанции «Эхо Москвы», Андрей Норкин работает на «5 канале», а Марианна Максимовская и Михаил Осокин – на телеканале РЕН.