Древние египтяне совершили 4000 лет удивительное путешествие через Западную пустыню, которое впоследствии «повторял» каждый египтянин, отправляющийся в мир мертвых.
Путешествие через Ливийскую (Западную) пустыню, расположенную на юго-западе современного Египта, даже сегодня сможет выдержать не каждый. Современные искатели приключений, которые отправляются из оазиса Дахла на юго-запад, вынуждены запасаться большим количеством воды: в этом районе мало источников, почти нет людей, а из-за недостатка ориентиров не заблудиться поможет разве что спутниковый навигатор.
На территории плато Гилф Кебир, которое по своей площади сопоставимо с Пуэрто-Рико, можно найти пещеры с первобытными рисунками, созданными в те времена, когда местный климат был гораздо более благоприятным для людей. На юге и юго-западе плато горная цепь Джебель Оунат отделяет Египет от Ливии и Судана. В этом районе намного больше водных источников. А несколько лет назад ученые нашли в горах выбитую на камне надпись возрастом в 4 000 лет, в которой упоминается имя основателя Среднего царства, египетского фараона Ментухотепа II. Если продолжить оттуда путь на юго-запад, то можно попасть на территорию юго-восточной Ливии и северо-восточного Чада.
Подобное путешествие и сегодня считается опасным и трудным. Однако профессор Томас Шнайдер (Thomas Schneider) из Университета Британской Колумбии (Канада) доказал, основываясь на археологических, письменных, лингвистических и климатических данных, что древние египтяне несколько тысячелетий назад смогли пройти этот путь и привезли из своего путешествия рассказы, которые легли в основу древнеегипетской мифологии.
Путь через пустыню
На путешествие указывают археологические находки, сделанные в Западной пустыне. «Оазис Дахла, расположенный в 300 км от долины Нила, можно считать самым отдаленным юго-западным форпостом древнеегипетской цивилизации», -- писал в своей статье Фрэнк Фёстер (Frank Förster) из Британского музея. Именно отсюда древние египтяне должны были начинать свой путь через Западную пустыню.
«В 1999 и 2000 годах немецкий путешественник Карло Бергман нашел несколько археологических памятников, которые формируют цепь, выражаясь современным языком, “почтовых станций”, расположенных практически по прямой линии. Последняя такая “станция” находится в Ливийской пустыне, рядом с плато Гилф Кебир, то есть примерно в 400 км от оазиса Дахла, начальной точки маршрута», -- рассказал Шнайдер.
В 2007 году исследователи Марк Борда (Mark Borda) и Махмуд Мараи (Mahmoud Marai) нашли 4 000-летнюю надпись с именем Ментухотепа II в еще более отдаленном районе, в горах Джебель Оунат. По мнению профессора Шнайдера, эта очень важное открытие: оно означает, что посланная фараоном экспедиция пересекла плато Гилф Кебир. «В важных точках по пути следования члены экспедиции всегда оставляли надписи. Думаю, данная надпись показывает, что здесь побывали официальные представители фараона, изучавшие земли к юго-западу от долины Нила», -- добавил исследователь.
Прокладка маршрута и создание дороги, идущей из оазиса Дахла в горы Джебель Оунат, были в то время непростой задачей. «Нужно было создать в определенных местах множество водных “станций”, на которых в специальных сосудах, зарытых в землю, хранились запасы воды для путешественников. Кроме того, вдоль всего пути необходимо было установить какие-то опознавательные знаки, например, каменные колонны, которые не позволили бы людям сбиться с пути», -- отметил Шнайдер. Для выполнения этой задачи потребовались бы значительные людские и материальные ресурсы. «Нужно было снарядить несколько экспедиций, в состав которых входили десятки людей и животных, например, ослов, а также полностью обеспечить их всем необходимым», -- добавил профессор.
Страна озер
В Чаде, к сожалению, археологические исследования сегодня проводить довольно сложно. Это одна из самых бедных стран мира, в которой постоянно идут гражданские войны и то и дело возникают беспорядки. В 2008 году вооруженная группа мятежников даже на некоторое время захватила столицу Чада Нджамену. Кроме того, здесь особенно сильно проявились климатические изменения, которые постепенно происходят по всему миру: за несколько тысячелетий Чад превратился в засушливый регион, а вся северная часть страны – в безлюдную пустыню. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые смогли проследить древнеегипетский маршрут лишь до границы Египта, Ливии и Судана. Однако, по мнению Шнайдера, при нехватке археологических данных нужно опираться на другие источники. И он нашел другие доказательства, согласно которым древние египтяне дошли до территории современного Чада.
Профессор отметил, что четыре тысячи лет назад Чад был намного более привлекательным местом, чем сегодня. Если экспедиция Ментухотепа действительно добралась до этих мест, то она нашла не безжизненную пустыню, а прекрасный край с огромными озерами, богатой растительностью и множеством диких животных.
Научные исследования последних лет показали, что на территории Чада существовало два крупных озера. Одно из них, озеро Бодель, имело площадь в 91 000 км2 (его размеры превышали площадь Верхнего озера в Северной Америке -- самого большого пресного озера в мире). К югу от него лежало озеро Чад площадью в 22 000 км2. По предположению ученых, эти озера в какой-то момент были одним «мегаозером». «Где-то 7000 лет назад озеро достигло своих максимальных размеров с глубиной до 173 м и площадью не менее 400 тысяч км2. Оно было больше, чем Каспийское море, которое сегодня считается самым большим озером на Земле», -- к такому выводу пришли в своем исследовании Ник Дрейк (Nick Drake) и Чарли Бристоу (Charlie Bristow).
Египтяне нашли в Чаде загробный мир
Затем Шнайдер обращается к анализу древнеегипетской мифологии. Он напоминает, что главную роль в древнеегипетской религии играло солнце. Каждый день оно вставало на востоке и садилось на западе. «Запад у египтян всегда ассоциировался с подземным миром, страной мертвых», -- отметил Шнайдер. Представление отразилось и на древнеегипетских погребальных обрядах. «Большинство египетских некрополей находились на западе. Египтяне верили, что когда они двигаются на запад, они идут в сторону загробного мира», -- добавил исследователь.
Чад, который лежал далеко на западе от Египта, мог сыграть определенную роль в становлении этих традиций. Профессор Шнайдер тщательно изучил древний текст под названием Амдуат (египетскую «Книгу мертвых»), своего рода руководство, которое должно было помочь фараону попасть в страну мертвых. Текст разделен на двенадцать «часов», все они были не раз проиллюстрированы на стенах гробниц фараонов 3 500 лет назад. «В тексте довольно обстоятельно описана топография подземного мира, то есть места, которое было неизвестно тем, кто еще жив», -- рассказал Шнайдер.
По мнению исследователя, некоторые топографические описания Амдуата возникли благодаря действительно существовавшим в древнем Чаде местам. Например, в первом «часе» написано, что «Ра вступает в землю, во врата закатного горизонта. Сто двадцать итеру предстоит ему пройти в этой сфере, прежде чем он достигнет богов загробного мира» (1 итеру = 10,5 км, то есть Ра надо пройти 1 260 км). Шнайдер отмечает, что для такого мистического места это довольно точное указание расстояния. «Если эта цифра имеет под собой какую-то реальную основу, то она вполне может соответствовать расстоянию от оазиса Дахла до северного побережья озера Бодель», -- отметил в своем исследовании профессор.
Второй и третий «час» Амдуата также могут иметь отношение к Чаду. Во втором «часе» упоминается «огромное водное пространство, на пересечение которого нужен целый час, океан со сладкой водой и богатой растительностью по берегам». Там же указаны точные размеры этой местности (царства Уэрнес), значительную часть которой занимает «океан» -- 309 на 120 итеру (т.е. 3 245 км на 1 260 км). Интересно и то, что при описании Уэрнеса упоминаются плодородные поля, а жители подземного царства характеризуются как люди, которые трудятся на этих полях.
Лингвистические доказательства
Шнайдер отметил, что само слово «Уэрнес» (Wernes) имеет большое значение. По мнению исследователя, оно не имеет отношения к египетской этимологии, и в древности оно произносилось как [wūd˘ỉ-ỉensəu] и было удивительно похоже на слово «fwodi-yezze-u» из языка тубу, на котором до сих пор говорят некоторые жители Центральной Африки (например, народ тубу, большая часть которого живет на территории Чада). Это слово можно перевести как «водный путь» или «озеро солнца».
И это не единственное лингвистическое сходство, которое существует между языком египтян и тубу. Шнайдер также приводит и другие примеры. Так, примерно 4 000 лет назад имя древнеегипетского бога Апофиса (Апопа), который изображался в виде огромной змеи, олицетворял зло и был вечным врагом бога Ра, записывалось как последовательность согласных букв – «d-r-p-p». «А в языке тубу есть похожее по этимологии слово “duro bu bu”, которое означает “очень большая змея”», - объяснил исследователь.
В третьем «часе» Амдуата рассказывается о втором огромном озере. Правда, согласно тексту, его размеры соответствуют площади первого озера и прибрежной территории, которые описывались во втором «часе», – 3 245 км на 1 260 км. «Топография этой промежуточной территории между миром живых и загробным царством слишком похожа на реальное географическое описание. От долины Нилы до этой территории надо пройти 1 260 км на запад и затем миновать два огромных озера. Именно так Чад и должен был выглядеть около 2 000 года до н.э. Если собрать археологические, лингвистические, письменные и климатические данные, то получается, что экспедиции фараона побывали в свое время в Чаде и привезли оттуда концепцию древнеегипетского мифологического царства мертвых. На мой взгляд, необходимо пересмотреть интеллектуальную историю Древнего Египта. Судя по всему, на его формирование оказали значительное влияние районы, которые еще 10 лет назад ученые даже не брали в расчет», -- подвел итог Шнайдер.
Результаты исследования опубликованы в Journal of Ancient Egyptian Interconnections.