28 марта ‘24, Четверг

Древний кувшин из Кумрана распечатан

Археологи нашли в Кумране, недалеко от пещер, в которых лежали знаменитые свитки Мертвого моря, неповрежденный запечатанный кувшин. Ученые вскрыли сосуд. И на дне его обнаружили сохранившийся осадок.

В междисциплинарном исследовании кумранского кувшина приняли участие девять ученых. Работу возглавил Коре Лун Расмуссен (Kaare Lund Rasmussen) из Университета Южной Дании.

Сам кувшин археологи откопали еще в 2004 году. Археологические раскопки возглавлял Рендел Прайс (Randall Price) из Университета Либерти (США) и Орен Гутфелд (Oren Gutfeld) из Института археологии при Еврейском университете в Иерусалиме (Израиль). Кувшин находился примерно в 50 м к югу от основного поселения Кумрана. Он лежал в месте, где люди не жили, но в древности здесь могли вестись сельскохозяйственные работы. Там же ученые обнаружили кости животных и осколки керамики.

Внутри кувшина

«Сосуд, получивший наименование кувшин-35 (Jar-35), был запечатан перевернутой вверх дном чашей, которая заменила крышку. Когда мы его вскрыли и опустили внутрь камеру, то обнаружили, что дно и стенки кувшина покрывает осадок толщиной около 3 см», -- рассказал Расмуссен.

Ученые воспользовались различными технологиями, чтобы провести ряд тестов и определить, что же в кувшине хранилось. Для поиска кристаллизированного вещества использовали рентген. «Анализы показали, что осадок очень однородный и практически весь состоит из гипса», -- отметил Расмуссен. Впрочем, в кувшине также удалось обнаружить немного угля. Радиоуглеродный анализ показал, что этот уголь использовали в период между 100 годом до н.э. и 15 годом н.э., то есть в то время, когда люди еще жили в Кумране.

Гипс запечатывал или был запечатан?

Никаких других веществ в кувшине больше найти не удалось, и ученые сосредоточились на другом вопросе – зачем местным жителям потребовалось запечатывать в глиняном сосуде гипс? «Самая простая гипотеза состоит в том, что в кувшине-35 гипс всего-навсего хранили и перевозили. Материал, вероятно, предназначался для облицовки водных резервуаров в Кумране», -- предположили исследователи. Такой вариант вполне возможен: гипс – достаточно мягкий материал, который могли добавлять в состав штукатурки. А следы штукатурки археологи находят на территории Кумрана часто.

Параллельно с лабораторными работами археологи Юваль Пелег (Yuval Peleg) и Йитзак Маген (Yitzhak Magen) в районе находки кувшина проводили интенсивные раскопки. И наткнулись на руины. По мнению археологов, они нашли конюшни, которые впоследствии местные жители превратили бассейны: «Два входа в здание были запечатаны, щели заштукатурены, а внутреннее помещение было разделено на несколько частей низкими оштукатуренными стенками – в результате получилось шесть мелких бассейнов». Археологи также обнаружили оштукатуренные полы, водные каналы и частично оштукатуренный акведук. «Акведук, по которому подавалась вода из реки, находится в каньоне Нахаль Кумран – часть акведука вырублена в скале, а вторая – построена людьми и оштукатурена», -- добавили археологи.

Однако ученые не ограничились одной гипотезой и выдвинули и другие предположения. Например, жители Кумрана могли запечатать сосуд и с помощью гипса сделать его водонепроницаемым. А внутри на самом деле хранилась вода или какая-то другая жидкость. «Эта гипотеза сомнительна, так как до настоящего момента мы не нашли никаких свидетельств, что в Кумране вообще существовала практика запечатывания сосудов гипсом», -- отметил Расмуссен.

По другой теории гипс мог входить в состав какого-то вещества. Однако ученым не удалось обнаружить никаких органических остатков, которые могли бы свидетельствовать о том, что гипс входил в состав каких-то благовоний или клея.

Результаты исследования запечатанного кувшина из Кумрана опубликованы в последнем номере журнала Archaeometry.

Загадка свитков Мертвого моря

В Кумране было найдено более 900 свитков Мертвого моря. Среди них есть образцы ранней Библии (Старого Завета), исторические документы и законы общины. Ученые до сих пор спорят, как именно эти свитки попали в Кумранские пещеры. Поможет ли обнаружение запечатанного кувшина ответить на этот вопрос, покажет время.

Первоначально считалось, что в Кумране жили члены одной из иудейских сект – ессеи, которые и создали свитки. Однако последние археологические раскопки, проведенные Пелегом и Магеном, показали, что здесь, скорее всего, находился военный аванпост Хасмонеев (рода, правившего большей частью Палестины), который возник около 100 года до н.э. «Кумран никогда не был крепостью, способной отразить атаку вражеской армии. Это, скорее, наблюдательный пункт, в чьи задачи входил контроль над морскими и наземными путями вдоль берега Мертвого моря», -- считают археологи.

Историки полагают, что войска Хасмонеев покинули Кумран в 63 году до н.э., когда сюда пришли римляне. Затем здесь поселилось мирное население, которое занималось, в основном, производством керамики. Это поселение существовало примерно до 70 года н.э., когда еврейское население Палестины взбунтовалось против римлян. Иерусалим вскоре был взят в осаду, а горожане бежали из города. Некоторые из них двинулись на юг, в сторону Кумрана. «Кумран стал конечным пунктом их бегства. Дальше идти было некуда – за утесами Кумрана начиналась вода», -- рассказал Пелег еще в прошлом году. Беженцы не могли взять с собой в битву свитки, поэтому перед новым этапом борьбы с Римом они спрятали их в пещерах. И так за ними никогда и не вернулись.

Существует и другая теория о том, как свитки оказались в Кумране. Ее предложил Роберт Каргил (Robert Cargill) из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США), который создал виртуальную модель археологического памятника. Он согласен с тем, что первоначально в Кумране находился военный аванпост, превратившийся потом в мирное поселение. Однако он утверждает, что некоторые из свитков, найденных в пещерах, создали именно местные жители. В этом он опирается на многочисленные находки чернильниц. «Кто-то что-то писал в Кумране», -- подчеркнул Каргил. Ученый также обратил внимание на то, что некоторые из пещер находятся совсем близко от поселения: «В эти пещеры нельзя было попасть, миновав населенный пункт». Другие свитки были созданы не в Кумране – местные жители привезли их из других частей Палестины, собрав целую коллекцию. Когда римляне (незадолго до 70 года) подошли к Кумрану, люди спрятали свою «библиотеку» в пещеры и бежали.

ЦБ предупредил о новой схеме мошенников, маскирующихся под «налоговиков»