Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:15
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Археологи раскопали крупнейший порт Римской империи

Опубликовано
Текст:

Французские археологи начали полномасшатбное исследование истории крупнейшего порта Галлии во времена Римской империи -- Нарбонны. Первые данные позволили ученым представить планировку античного порта-колонии.

Летом 2010 года команда исследователей во главе с Корин Санчес (Corinne Sanchez), научным сотрудником Лаборатории археологии Средиземноморья при Национальном центре научных исследований (Франция, CNRS), начала раскопки в Пор-ля-Нотик и Кастелу -- местечках около современного города Нарбонна. Археологи обнаружили в этой болотистой местности портовые сооружения, которые свидетельствуют о большом значении Нарбонны, по-латыни называвшейся Нарбо (Narbo), как древнего порта. В античности Нарбо был одним из крупнейших портов, а его жители занимались крупными торговыми операциями. Осенью археологи продолжили свои исследования, которые закончатся 19 ноября 2010 года.

Нарбоннанаходится на берегу Средиземного моря в департаменте Од (регион Лангедок-Русильон, на юге Франции). Город был основан как римская колония в 118 году до н.э. и получил название Colonia Narbo Martius.
Нарбо считался в древности вторым портом Римской империи на Западе, после Остии в Италии. История этого города давно привлекает внимание ученых. Поэтому для тщательного изучения руин столицы Нарбоннской Галлии теперь создана междисциплинарная научная группа из сотрудников CNRS, Университета Монпелье-3, Национального института превентивной археологии и других научных и правительственных учреждений Франции. Исследовательская программа, рассчитанная на четыре года, в основном финансируется регионом Лангедок-Русильон.

Портовые сооружения

Летом 2010 года, в ходе первого этапа исследований, археологи вели раскопки в Пор-ля-Нотик и Кастелу, где сделали множество интересных находок. В Пор-ля-Нотик они провели геофизические исследования, которые позволили им обнаружить канал длиной в 60 м, соединенный со складом, в котором стояли «dolia» (лат. «dolium» в ед. ч.; огромные глиняные сосуды, в которых хранились или перевозились товары в западной части Средиземномого моря). Судя по всему, груженые корабли подплывали по этому каналу к складу и там разгружались.

В Кастелу археологи обнаружили две насыпи, где разгружались большие суда с товарами. При строительстве насыпей использовались разные материалы – от гальки до всевозможного мусора (разбитых амфор или обломков разрушенных домов). По насыпям возили товары из бухты в сам город. Археологи также изучили пляж, куда причаливали маленькие суда. Исследователи обнаружили, что в период поздней античности для укрепления нижней части мола использовались обломки какого-то разрушенного храма. Благодаря последней находке ученые смогли себе представить, какие монументальные здания в древности возводились в Нарбонне.

Деревянные находки

Район раскопок отличается влажным климатом, поэтому археологам удалось найти деревянные предметы и элементы построек в хорошей сохранности: боковые подпорки построенной у берега дороги, причалы, нижнюю часть подъемной машины (полиспаста или крана), более 200 свай. Анализ всех этих предметов в лабораториях позволит узнать, какие породы деревьев использовали древние строители, и понять, какие леса росли в районе Нарбонны. Еще исследователи изучат следы, оставленные на деревянных конструкциях плотниками, и смогут выяснить, как именно обрабатывалось дерево, какими навыками обладали в те времена ремесленники, строившие все эти сооружения.

Ученые также обнаружили множество камней, которые не могут происходить из района Нарбонны (например, базальт и офиолиты). Камни явно привезли на иностранных судах в качестве балласта. А металлические слитки указали на место, где находились склады с железом, предназначенным для продажи.

Весь комплекс недавно полученных данных о прибрежной зоне Нарбонны позволил ученым сделать первые выводы об устройстве древнего порта. Археологи продолжат изучение портовой части Нарбонны в следующем году.

«Автостат»: более 100 новых моделей вышли на российский авторынок в 2024 году
Реклама