28 марта ‘24, Четверг

Безголовые римляне добирались до кладбища в Йорке со всего мира

Английские ученые снова попытались выяснить, кем были погребенные в начале нашей эры в Йорке обезглавленные римляне. Исследователи узнали много нового о жизни покойных, но загадку пока так и не разгадали.

Предыстория

Эборак(Eboracum) – римский город, существовавший на месте современного Йорка с 71 по 410 года.
В 2004 году археологи нашли в Йорке кладбище, на котором покоились 80 человек. Погребения, расположенные в предместьях римского города Эборака, исследователи датировали периодом между I и IV веками. Останки людей привлекли особое внимание историков, так как все погребенные оказались, в основном, взрослыми мужчинами, причем, половина из них была обезглавлена. У некоторых мужчин головы, хоть и отделенные от тела, лежали на том месте, где они и должны находиться – над плечами. Но в других захоронениях головы лежали на груди покойного, между коленями и даже в ногах. В одном двойном захоронении головы усопших поменяли местами.

Еще тогда ученые задались вопросом, были ли эти 30 обезглавленных римлян местными жителями или же чужеземцами, и может ли их происхождение объяснить, почему их похоронили именно так.

Изотопные анализы

Группа археологов из Редингского университета и сотрудники Лаборатории геофизических и изотопных исследований при Совете по исследованию окружающей среды в Ноттингеме взяли образцы зубной и костной ткани и проанализировали изотопный состав четырех элементов: стронция, кислорода, углерода и азота.

Обычно чтобы выяснить происхождение тех или иных людей ученые изучают только изотопы стронция и кислорода. Однако в этом случае исследователи проанализировали четыре элемента, чтобы как можно точнее выяснить, что ели при жизни «обезглавленные римляне», а также в каком климате и в каких геофизических условиях они жили и росли. «Нам был важен именно мультиизотопный подход, так как он давал нам гораздо больше информации о необычном захоронении в Йорке. Мы бы упустили многие детали, если бы проанализировали лишь стронций и кислород», -- отметила доктор Гундула Мюльднер (Gundula Müldner) из Редингского университета.

Изотопы поглощаются человеческими зубами и костями из еды, напитков и воздуха. Их пропорции различаются по всему миру благодаря различным геофизическим и климатическим условиям в разных регионах, поэтому с помощью их анализа можно узнать, где человек рос или по крайней мере провел большую часть своей жизни. «Кислород и стронций усваиваются и оседают на зубной эмали, когда наши зубы находятся в процессе формирования. Впоследствии эта эмаль практически не меняется, поэтому уровни кислорода и стронция довольно близко соответствуют геофизическим и климатическим характеристикам того места, где мы выросли», -- рассказала доктор Мюльднер.

фотосинтезРазные способы фотосинтеза растениям пришлось придумывать, чтобы выжить в экстремальных условиях.
Изотопы углерода и азота поглощаются людьми из пищи, и их уровень можно измерить в образцах зубного и костного коллагена. Они позволяют ученым узнать, земную или морскую пищу ел человек, баланс растительных и животных белков и даже тип фотосинтеза (С3 или С4) поедаемых растений. Тем не менее, без анализа изотопов кислорода и стронция подсчитывать изотопы азота и углерода в пределах Европы почти бесполезно, говорят ученые -- несмотря на климатчиеские различия, изотопный состав еды примерно одинаков.

Результаты анализов

Из 80 останков людей, обнаруженных в Йорке, удалось проверить на изотопы кислорода и стронция 18 человек. Анализы стронция показали, что 11 из них в детстве ели пищу, которая не росла в Британии. А анализ кислорода показал, что двое из обследованных не могли вырасти в Британии: один человек провел детство в более холодном климате, а другой – в более жарком.

Когда было возможно, исследователи пытались проводить анализы изотопов сразу двух элементов. Такое комбинирование позволило ученым придти к выводу, что только пять человек из захоронения могли вырасти в районе Йорка. Другие же приехали сюда из самых разных мест: с севера Англии, из Франции, Германии, центральной части Южной Европы или из средиземноморского региона.

68 останков исследователи проверили на изотопный состав углерода и азота. И пять человек оказались в Британии чужеземцами. Два из них явно ели C4-растения или животных, которые были вскормлены на подобных растениях.

Единственным C4-растением, которое выращивалось в Европе, было просо. Ученые уверены, что в то время просо в самой Британии не росло (возможно, из-за слишком влажного климата). Поэтому эти два человека могли быть лишь с материка. «Для меня этот результат оказался одним из самых неожиданных. Мы впервые обнаружили среди археологических находок в Британии останки людей, которые при жизни потребляли C4-растения», -- добавила исследовательница. Различные анализы и их комбинирование позволило исследователям максимально точно определить, кто именно из «обезглавленных римлян» оказался чужеземцем.

По результатам анализа ученые пришли к выводу, что на этом необычном кладбище многие люди были иноземцами и ели в молодости довольно экзотическую пищу (по сравнению с рационом местных жителей). Но, к сожалению, и это исследование не помогло историкам понять, какая связь между обезглавливанием этих людей и их происхождением.

Кем могли быть «обезглавленные римляне»

Существует множество теорий о том, кем были и почему лишились головы эти люди. Но все эти гипотезы имеют слишком мало доказательств, которые позволили бы с уверенностью поставить точку в этой таинственной истории.

В 2006 году уже проводился изотопный анализ некоторых останков. Тогда ученые пришли к выводу, что трое мужчин были родом из Северной Европы (возможно, и из Северной Британии), один – из района Альп, один – из средиземноморского региона и, наконец, последний, из Северной Африки. В том же году выдвигалась теория, что эти люди могли быть воинами или же прислугой императора Севера, которые были казнены по приказу Каракаллы.

В июне 2010 года исследователи выдвинули новую теорию: мужчины могли быть гладиаторами. Данное утверждение базировалось на том, что антропологи, изучив скелет одного из обезглавленных мужчин, обнаружили следы укуса крупного плотоядного животного. Они также отметили, что у всех погребенных в Йорке некоторая ассиметрия в развитии мускулатуры рук. Многие из мужчин при жизни получили ранения: некоторые из этих ран можно было вылечить, другие оказывались смертельными. Кто-то из них мог погибнуть от удара боевого молота по голове (во время изучения кладбища гладиаторов в Эфесе, на территории современной Турции, археологи признали такой тип ран неким гладиаторским coup de grâce, то есть ударом милосердия, который наносился смертельно раненому и страдающему человеку).

Есть и две другие версии: возможно, это было кладбище преступников, так как на одном скелете оказались тяжелые ножные кандалы из свинца, или же мужчины были членами некой религиозной секты.

Так или иначе, сегодня ученые с точностью могут сказать только одно: все 80 человек из йоркского захоронения умерли жестокой смертью.

Исследование проводилось в рамках проекта «Вдали от дома: инородные общины в Римской Британии», которое спонсируется британским Исследовательским советом по искусству и гуманитарным наукам. Ранее ученые в рамках этого проекта изучали останки «Девушки с браслетами из слоновой кости» (Infox.ru рассказывал об этом исследовании). Статья «Обезглавленные римляне: мультиизотопный анализ останков из необычного захоронения времен Римской Британии» («The “Headless Romans”: multi-isotope investigations of an unusual burial ground from Roman Britain») была опубликована в последнем номере Journal of Archaeological Science.