Международная команда исследователей собирается взять образцы смол с корпуса Ньюпортского корабля, чтобы лучше понять средневековые технологии строительства и ремонта крупных судов.
Исследователи из Уэльского университета, Британского музея и Университета Кардиффа на этой неделе начали новое исследование Ньюпортского корабля. Ученые хотят понять, как судно оставалось водонепроницаемым: какие смолы использовали строители для замазки щелей корпуса и при ремонте корабля XV века, найденного в 2002 году на южном берегу Уэльса.
Смолы, которые использовали средневековые кораблестроители, представляли собой черное клейкое вещество, которое добывали при нагреве древесины. Это вещество использовалось с древних времен для самых разных целей, где требовались его водонепроницаемые или склеивающие свойства. В средние века во время активного кораблестроения смолы получили большое значение при решении различных стратегических и политических задач, так как в Европе развивались морские торговые пути и строились военные флоты.
История Ньюпортского корабля
Ньюпортский корабль археологи нашли на западном береге реки Уск (которая сегодня протекает через центр Ньюпорта) во время строительства на набережной Центра искусств. Длина судна -- около 25 метра, ширина – 8 метров. На нем вполне можно было совершать плавания на континент. Первоначально в планы исследователей не входила полная консервация средневекового корабля. Археологи собирались оставить корабль на месте и создать специальный экспозиционный зал в подвале Центра искусств. Однако по настоянию местных жителей, а также из-за больших размеров корабля, который не удалось бы полностью сохранить на месте находки, проект по консервации все же начали. Все части корабля подняли из раскопа и перевезли в специальное помещение, которое сегодня известно как крупнейший центр по консервации в Великобритании.
Предметы, найденные во время раскопок, свидетельствуют, что это был торговый корабль, который регулярно совершал рейсы в Португалию. Некоторые исследователи даже выдвинули гипотезу, что корабль построили не в Англии, а в Португалии. Дендрохронологический анализ показал, что судно было построено примерно в 1465-1466 годах. Судя по всему, в какой-то момент корабль поставили на якорь для ремонта, но так его и не завершили.
Изучение и консервация корабля
Первый этап реконструкции корабля (чистка деревянных элементов) закончился в апреле 2008 года. В конце 2008 года начался второй этап – консервация корабля. Параллельно проводятся работы по созданию модели корабля. А на этой неделе исследователи приступили к новой работе по изучению судна. Благодаря проекту, который спонсируется по Программе Марии Кюри, французская исследовательница доктор Полин Бюрже (Pauline Burger) будет работать в Великобритании в течение двух лет. В своей работе она собирается использовать методы аналитической химии и экспериментального моделирования, чтобы определить, какой именно тип смол использовался при строительстве и ремонте Ньюпортского корабля, как именно эти смолы изготовлялись и где добывались. Бюрже собирается сравнить образцы смол с этого судна с другими, взятыми с других средневековых кораблей и из коллекций Британского музея (в музее различные смолы сохранились на самых разных предметах, в том числе на греческих амфорах, египетских саркофагах и предметах упряжи железного века).
«Благодаря ранее проведенным исследованиям нам многое известно о том, как процесс производства влиял на химические характеристики смол. Однако мы почти не знаем, как меняются свойства смол при хранении в разных археологических условиях, в том числе под водой. Благодаря этому исследованию мы сможем, в числе прочего, получить больше информации о различных музейных предметах, а также обеспечить им наилучшее хранение в музейных фондах», -- объяснила важность работы Ребекка Стейси (Rebecca Stacey) из Британского музея.
«Это первое систематическое исследование, которое позволит понять использование смол в масштабах целого судна. Сведения о происхождении и производстве этих веществ можно назвать ключевыми для понимания технологии строительства и ремонта средневекового корабля. Эти исследования также дадут нам некоторые сведения об экономическом значении смол и их использовании на верфях средневековой Европы», -- рассказал морской археолог Найджел Нейлинг (Nigel Nayling) из Уэльского университета, который занимается изучением и консервацией Ньюпортского корабля с 2002 года.