23 апреля ‘24, Вторник

Археологи нашли водохранилища майя

Археологи, занимающиеся раскопками древнего города майя в Мексике, обнаружили два искусственных водоема размером с футбольное поле. Эти бассейны глубиной в 2 метра, дно которых выложено керамическими черепками, были построены примерно 1500 лет назад.

Древний город Уксул расположен на Юкатанском полуострове, на территории современного мексиканского штата Кампече, в 4 км от границы с Гватемалой. Всего в 32 км к югу от Уксулы находится столица древнего Канульского царства – Калакмуль, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Уксул попал под власть Калакмуля примерно в 630 году. На северо-востоке от Уксула процветал другой могущественный город майя – Эль Мирадор. В классический период истории цивилизации майя (250-900 гг.) этот регион был густо населен, и здесь велась активная торговля.

Оригинальное название города неизвестно. Майяское слово «uxul» можно перевести как словосочетание «в конце». Так его назвали в 1934 году Карл Рупперт и Джон Денисон, когда они наконец добрались до древнего города после долгого и тяжелого перехода по джунглям Юкатанского полуострова. С тех пор мало что изменилось: Уксул все также находится «на краю мира». Современным исследователям необходимо пробираться 120 км по тропинках джунглей Калакмульского биосферного заповедника, чтобы добраться до руин.

Водохранилища

Немецкие и мексиканские археологи с 2009 года проводят систематические раскопки древних стен Уксула. В ходе последней экспедиции доктор Николай Грубе (Nikolai Grube) из Боннского университета и мексиканский археолог Бенавидес Кастийо (Benavides Castillo) обнаружили два бассейна, каждый из которых имеет размеры примерно 100 на 100 метров.

Археологи и прежде находили в других городах майя похожие водохранилища, получившие название aguadas (исп. искусственный водоем, пруд; источник пресной воды). Некогда они выполняли функцию современных водонапорных башен – здесь собиралась и хранилась питьевая вода. Но жители Уксулы, судя по всему, имели свои традиции в строительстве aguadas, отличные от всего того, что раньше видели ученые. «Мы провели пробные раскопки в центре одного из бассейнов. На глубине в два метра мы обнаружили дно резервуара, покрытое керамическими черепками (возможно, это осколки глиняной посуды) так плотно, что между ними практически не оставалось щелей. Однако пока что мы не можем утверждать, что дно бассейна так выглядит на всей своей площади», - рассказал археолог Николаус Сифелд (Nicolaus Seefeld).

Но если дальнейшие раскопки покажут, что все дно водоемов выложено подобным образом, для ученых это станет маленькой сенсацией. Для такой работы местным жителям потребовалось бы огромное количество керамики, ведь в каждый из уксульских водоемов можно было бы поместить по десять олимпийских бассейнов. Возможно, в ходе будущих раскопок ученые обнаружат и другие резервуары. В этих водоемах должно было храниться достаточно воды для более чем 2000 жителей города. Горожане приходили сюда за водой в течение трех месяцев ежегодной засухи.

Захоронения и хронология

Немецкие и мексиканские археологи также обнаружили в Уксуле первые полностью сохранившиеся захоронения. Ранее все найденные археологами могилы оказывались ограблены.

Анализ культурных слоев показал, что люди жили в Уксуле в течение практически всей истории цивилизации майя. «Мы изучили культурные слои на глубине до трех метров и обнаружили, что город существовал со времен позднего доклассического периода (ок. 400-250 гг. до н.э.) и вплоть до позднего классического (600-900 гг.) или постаклассического (900-1521 гг.) периода», - рассказал доктор Икен Паап (Iken Paap) из Боннского университета. Согласно письменным источникам, в 630 году Уксул имел тесные торговые связи с Калакмулем, и возможно находился под его властью.

Археологи продолжают раскопки Уксула, за ходом которых можно следить на официальном сайте экспедиции.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»