Россия и Финляндия могут совместно поднять со дна Балтийского моря корабль «Фрау Мария», перевозивший картины, фарфор и другие ценности. Их стоимость может превышать €1 млрд, но права собственности не определены.
Финляндия предложила России проект подъема со дна Балтийского моря корабля XVIII века «Фрау Мария», на котором могут находиться ценности общей стоимостью более €1 млрд.
«Финны предложили нам проект стоимостью 80 млн евро, рассчитанный на семь лет», -- сообщил замруководителя Росохранкультуры Виктор Петраков, передает «Интерфакс».
«Фрау Мария» затонула в Балтийском море в 1771 году. На борту находились полотна голландских мастеров, фарфор, монеты, золотые и серебряные статуэтки. Согласно сохранившимся документам, на корабле перевозили полотна голландских мастеров Герарда Доу, Яна ван Гойена, Филипса Воувермана, Адриана ван де Вельде. Ценности закупили эмиссары Екатерины II на амстердамском аукционе. Груз сопровождал граф Андрей Шувалов.
Экипажу удалось спастись, но произведения искусства ушли на дно. Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность, передает РИА «Новости».
В 1999 году группа финских дайверов под руководством Рауно Койвусаари обнаружила останки «Фрау Марии» недалеко от островов Юрмо и Бургсте (Западная Финляндия) на глубине около 40 метров. Аквалангистам удалось поднять судовую кассу корабля, в которой находилось почти 700 русских монет, отчеканенных во второй половине XVIII века. Со дна моря достали терракотовую курительную трубку, печать-пломбу от груза и кусок якоря. Сейчас эти ценности находятся в собственности Финляндии.
Спорные права собственности
Президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов заявил, что российские специалисты смогут поднять корабль за два месяца -- краны и водолазы есть. Он добавил, что для начала Финляндии может быть сделано предложение о подъеме хотя бы одного контейнера с живописью. «Тогда Россия будет знать, есть ли смысл участвовать в подъеме всего корабля. Пока не ясно, сохранились ли вообще картины», -- пояснил Тарасов.
«В каком состоянии они находятся, пока говорить рано. Однако есть информация, что в то время существовали способы герметичной упаковки. Также о том, что картины сохранились, косвенно говорит то, что Екатерина II после кораблекрушения пыталась найти судно», -- рассказал президент фонда.
Тарасов сообщил, что на «Фрау Марии» перевозилось некое полотно, за которое были заплачены невиданные по тем временам деньги. «За картину боролись два царских дома. Мадам де Помпадур хотела подарить Людовику XV картину придворного голландского художника. Но в итоге ее выкупила Екатерина II за 15 тыс. гульденов. Если переводить это в наши деньги, это 100 миллионов евро. Это была невероятная цена», -- отметил Тарасов.
Он добавил, что половина из €80 млн, о которых говорят финны, пойдет на консервацию корабля и создание музея «Фрау Мария». Петраков сообщил, что финны опасаются, что Россия будет претендовать на груз, так как никогда от него не отказывалась. «Мы как минимум рассчитываем на экспозицию -- временную или регулярную», -- добавил он, подчеркнув, что на реставрацию исторических ценностей могут уйти годы.
«В настоящее время место, где затонул корабль, помечено буйками, оно тщательно охраняется от "черных археологов"», -- отметил Тарасов. С российской стороны в разработке проекта принимают участие фонды «Крейсер «Варяг» и «Спасение национально-культурных ценностей», а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах. В мае между музеем и Национальным советом древностей Финляндии заключен контракт на проведение выставки, посвященной «Фрау Марии».