Российские реставраторы получили возможность восстановить считавшееся утерянным полотно Ильи Репина «Гайдамаки готовят оружие на острове Умань». О судьбе картины и тонкостях ее реанимации специалисты рассказали Infox.ru.
В руки к сотрудникам Государственного исследовательского института реставрации (ГосНИИР) попало произведение Репина, которое долгое время хранилось забытым в фондах Исторического музея. Оно было накатано на валы и за десятилетия пришло в плачевное состояние -- слои краски осыпались, часть изображения оказалась утрачена.
История картины
Исследователи до сих пор не знают, как и когда именно картина Репина «Гайдамаки готовят оружие на острове Умань» попала в Исторический музей. Сейчас они только могут с уверенностью сказать, что Репин работал над ней с 1898 по 1917 год. «То есть 19 лет Илья Ефимович, конечно, не каждый день, но время от времени подходил к этому произведению и менял его композиционно: появлялись новые персонажи, заменялись старые», -- пояснила корреспонденту Infox.ru заведующая отделом реставрации станковой масляной живописи ГосНИИРа Мария Чуракова.
Репин собирался продать картину за границу, но события 1917 года изменили судьбу полотна. Исследователи предполагают, что оно выставлялось на юбилейных выставках художника в Петербурге в 1924 году и в Москве в 1925 году. Это предположение они выдвинули после начала реставрации. Специалисты также выяснили, что картину некогда снимали с авторского подрамника и накатывали на вал.
«В какой-то момент были сдублированы кромки. То есть авторские кромки были незначительными, за них могли натянуть картину на подрамник для выставления где-то на выставке. Поэтому были сдублированы кромки. На них остались газеты 1925 года. Это дает нам возможность предположить, что, скорее всего, вещь перевозилась в Москву именно в 1925 году. Но кто и когда дублировал эти кромки, сейчас сказать невозможно», -- добавила Чуракова.
Когда реставраторы обратились к сотрудникам усадьбы Репина «Пенаты», те прислали им открытку 1930 года с изображением картины. «Вот эта открытка позволяет нам сейчас проводить тонировки, реконструкции на полотне. Потому что здесь существуют очень большие осыпи красочного авторского слоя», -- отметила Чуракова.
Реставрация
По словам художника-реставратора Юрия Козака, за годы хранения на валах образовались заломы и прорывы. Поэтому прежде всего картину пришлось укреплять полимерными клеями, заклеивать профилактикой и дублировать на новый холст. Вот тогда и встал вопрос, как именно восстановить утрату красочного слоя. Решить эту проблему помогла та самая открытка с репродукцией картины Репина.
«У нас появился снимок картины не до реставрации, как обычно, а до разрушения, что бывает чрезвычайно редко. Обычно такие материалы отсутствуют. Бывают еще гравюры, но фотографии -- это большая редкость», -- подчеркнул Козак.
Сотрудники института подвели реставрационный грунт и тонкими слоями масляных красок начали имитировать авторский красочный слой. «Конечно, репродукция сильно отличается по цвету от оригинала, поскольку методы репродуцирования 1930-х годов были еще довольно несовершенны. Но благодаря наличию сохранившихся частей цвет можно подбирать довольно точно. А вот для рисунка очень важен источник -- фотография», -- добавил художник.
После тонировки картину покроют лаком и вернут в музей. «Мы надеемся, что по завершении этой работы картина не только займет достойное место в залах Исторического музея, но и что мы сможем проследить ее историю до конца», -- подвела итог Чуракова.