20 апреля ‘24, Суббота

Древнему Египту нашли новое место в истории

Предложена новая хронология истории Древнего Египта. Радиоуглеродный анализ и математическая модель позволили уточнить время некоторых событий – начала Древнего царства, годы строительства первой пирамиды, а также других событий.

Историки предложили новую хронологию истории Древнего Египта. Она близка к общепринятой, но время некоторых событий изменилось. В частности, немного постарела первая из пирамид.

Специалисты по истории Древнего Египта в основном сходятся в определении дат определенных событий. Хронология частично известна из документальных источников. Они более или менее последовательны, но в них далеко не всегда событие связано с конкретным годом. Некоторые из описанных исторических фактов удалось привязать к космическим явлениям, время которых астрономы могут вычислить очень точно. Наконец, активно применяются методы датировки археологических образцов, например радиоуглеродный метод.

Анализ различных источников не всегда дает одинаковый результат. Так, ученые разошлись в определении времени правления второго фараона III династии Джосера, которому принадлежит и первая пирамида. Обычно его правление ставят в рамки 2667-2592 годов. Но в одном из последних исследований, основанном на астрономических вычислениях, дата сместилась на три четверти века. Радиоуглеродный анализ сам по себе также не позволил разрешить противоречия.

Группа ученых во главе с Кристофером Рэмси из Оксфордского университета применила комплексный подход. Они поискали по музеям мира артефакты, однозначно связанные с правлением определенных фараонов. Возраст 211 образцов приблизительно определили радиоуглеродным методом. Затем исследователи использовали статистический метод, байесовскую модель, чтобы найти наиболее вероятное соответствие документальной информации данным радиоуглеродного анализа.

Представляя результаты исследования, оксфордские специалисты разделили периоды Древнего, Среднего и Нового царств и для каждого из них увеличили точность радиоуглеродного датирования -- до 76, 53 и 24 лет соответственно. С учетом исторических фактов удалось увеличить эффективность экспериментального анализа.

«Это очень важное исследование показывает, что исторические способы датирования и радиоуглеродный метод можно совмещать при изучении Древнего Египта», -- прокомментировала исследование коллег археолог из Кембриджского университета Кейт Спенс, передает ScienceNOW.

Правление Джосера исследователи отнесли к 2691-2625 годам, что несколько раньше, чем принято считать. Правление Яхмоса I и начало Нового царства они определили 1570-1544 годами, что тоже раньше общепринятого. Власть одного из самых влиятельных фараонов -- Рамсеса II -- отнесли к 1297-1273 годам, а Тутанхамона -- к 1353-1331 годам.

Ученые отмечают, что предложенная хронология, как и использованный метод, еще далеко не совершенны, но видят пути для дальнейшего уточнения. Так, один из вопросов -- год извержения вулкана на острове Тера (Санторин) в Эгейском море. По одним данным, оно произошло не ранее 1570 года до н. э., до начала Нового царства. Но радиоуглеродный метод относит его ко времени минимум на 100 лет позднее.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.