19 апреля ‘24, Пятница

Древний город минойской цивилизации защищали сразу две крепости

Археологи раскрыли еще одну ложь, связанную с критянами. Фортификационные сооружения в минойском городе Гурния опровергают популярный миф, будто минойская цивилизация была мирным обществом и не нуждалась в защитных укреплениях.

Гурния (Gournia) существовала в новодворцовый период (1700-1450 годы до н. э.), когда расцвет минойской цивилизации достиг своего пика. Пока археологи, которых возглавляют профессор Вэнс Уэтроус (Vance Watrous) и Мэт Бел (Matt Buell) из Университета Буффало, обнаружили около 60 близко расположенных друг к другу домов, корабельный склад и небольшой дворец в центре города. Местные жители занимались изготовлением вина, обрабатывали бронзу и камень. «Гурния позволяет нам понять, как именно выглядел эгейский город. Когда ты идешь по его улицам, проходишь мимо древних домов, чувствуешь, словно перенесся в прошлое», -- рассказал Бел.

Минойские укрепления

Город расположен на северном побережье Крита и занимает вершину хребта, а также четыре выдающихся в море мыса. Два выступа заканчиваются крутыми обрывами, которые дают определенные преимущества при обороне. Именно здесь археологи и нашли фортификационные сооружения.

У исследователей не было возможности провести полномасштабные раскопки, поэтому они работали с фотографиями, чертежами и данными геодезической съемки. На самом восточном мысе они увидели мощную стену длиной 27 м. Рядом с ней археологи нашли полукруглую каменную платформу около 9 м в диаметре, которую посчитали остатками крепостной башни или бастиона. На другом мысе исследователи идентифицировали стену толщиной 2 м, расположенную по оси восток--запад. Стена перекрывала подходы к городу со стороны моря. Другие два мыса, занятые Гурнией, полого спускаются к морскому берегу. Судя по всему, в город с моря можно было попасть только по ним.

Кроме береговых защитных сооружений в городе была и вторая фортификационная линия, расположенная ближе к центру Гурнии. Археологи обнаружили вдали от пляжа две стены длиной около 180 м, расположенные по оси восток--запад. Они были укреплены башнями или бастионами, которые не позволили бы захватчикам так просто проникнуть в сердце Гурнии. Стены имели каменное основание, а выше были сделаны из глиняных кирпичей. Защитники крепости, засевшие на стенах, судя по всему, использовали луки и пращи и могли обрушить на врагов град стрел и камней.

Новые загадки

Открытие ставит перед историками ряд новых вопросов. Защитные сооружения могли находиться в ведении войск (militia, от лат. miles -- «воин»), а могли за ними следить и другие специальные городские службы. «Несомненно, наблюдение за укреплениями входило в обязанности мужчин, но мы ничего не знаем о том, кем они были», -- отметил профессор Уэтроус. В местных захоронениях, которые ранее обнаружили и изучили другие археологи, рядом с людьми часто лежат мечи. А в одном из погребений исследователи нашли целую коллекцию оружия -- кинжалы, мечи и множество других предметов. Однако все эти находки ничего не говорят историкам о социальном устройстве города.

Так или иначе, но, в конце концов, эти укрепления не помогли минойскому городу выстоять. Гурния пала около 1450 года вместе с множеством других минойских населенных пунктов. Крит захватили ахейцы, положившие начало микенской цивилизации. По словам Уэтроуса, ахейцы вряд ли атаковали город с моря. В то время пало столько минойских городов и поселений, что захватчикам даже не требовалось лезть на крутые стены, защищающие Гурнию с моря, -- путь по земле был свободен.

Исследователи пока ничего не могут сказать по поводу того, использовались ли укрепления Гурнии по назначению хотя бы раз. Если под стенами и сохранились останки павших и оружие, то это можно выяснить только с помощью археологических раскопок, которые ученые пока только планируют. Но теоретически жителям Гурнии было за что сражаться. Они производили вино и бронзовые предметы на экспорт, город процветал и мог дать захватчикам богатую добычу.