Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:41
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Рабство, о котором не принято говорить

Опубликовано
Текст:

Большинство людей считают, что рабство всегда основывалось на расовом гнете. Однако новые исследования показали, что между 1500 и 1800 годами люди в основном попадали в рабство из-за религиозных противоречий, а не из-за принадлежности к другой расе.

Профессор истории Роберт Дэвис (Robert C. Davis) из Университета штата Огайо пришел к выводу, что постоянно существовавшая в течение трех веков вражда между христианами и мусульманами в Европе, Африке и на Ближнем Востоке привела к тому, что более 3 млн человек обоих вероисповеданий попали в рабство. Дэвис подсчитал, что в течение трех столетий в Европе в рабство попали более 1 млн мусульман, а в Северной Африке и на Ближнем Востоке та же судьба ожидала около 2 млн христиан. «Религиозное рабство в то время имело огромные экономические и социальные последствия, однако большинство людей сегодня об этом даже не подозревают», -- отметил Дэвис.

Что мы знаем о религиозном рабстве?

Историк отмечает, что для изучения этого вопроса следует иметь в виду, что несколько веков назад, в период раннего нового времени, баланс сил между христианством и исламом был несколько иным, чем сегодня. «В то время у обеих сторон, у мусульман и у христиан, силы были практически равны. Это было столкновение империй, а рабство – лишь малая часть грандиозного конфликта», -- рассказал Дэвис.

Если современные люди и знают что-то о религиозном рабстве, то в основном благодаря романам и фильмам, в которых мусульманские пираты используют христиан-рабов на своих галерах, а в турецкие гаремы попадают христианки-рабыни. Однако в действительности средиземноморское рабство было гораздо более широко распространено, чем представляется сегодня, и гораздо более жестоко, чем это описано в художественных произведениях.

Мусульманские пираты нападали на суда и устраивали набеги на прибрежные средиземноморские и атлантические города, где искали мужчин, женщин и детей, которых можно было бы продать в рабство. Мужчин чаще всего отправляли на галеры, на тяжелые строительные работы, в каменные карьеры или в частные земельные угодья. Женщин же продавали в гаремы, где те были вынуждены выполнять как супружеские обязанности, так и работу по дому. Однако рабами становились и мусульмане, которых тысячами захватывали в Италии, Испании и на Мальте.

Сколько человек попало в рабство?

В своей книге 2004 года «Христиане-рабы, мусульмане-хозяева: белое рабство в средиземноморском регионе, на Варварском берегу и в Италии (1500-1800)» («Christian Slaves, Muslim Master: White Slavery in the Mediterranean, the Barbary Coast, and Italy, 1500-1800») Дэвис разработал уникальную методику, позволяющую рассчитать примерное количество христиан, захваченных в рабство на Варварском берегу Африки. Он основывался на современных расчетах других исследователей, которые смогли оценить, сколько рабов в каком месте жили в определенный период времени. Дэвис же, в свою очередь, рассчитал, сколько новых рабов требовалось мусульманам, чтобы заменять тех, которые умирали, сбегали или были выкуплены.

В своей новой книге «Священные войны и рабство: рассказы о христианско-мусульманском рабстве в средиземноморском регионе в раннее новое время» («Holy War and Human Bondage: Tales of Christian-Muslim Slavery in the Early-Modern Mediterranean») Дэвис продолжил свои изыскания и подсчитал, сколько христиан попало в рабство на Ближнем Востоке и насколько владение рабами-мусульманами было распространено в Европе. «Даже по самым грубым оценкам становится ясно, что средиземноморское религиозное рабство было гораздо более серьезной проблемой для людей того времени, чем историки считали ранее. Это был огромный бизнес и существенная часть экономической и социальной структуры того времени», -- рассказал Дэвис.

По словам исследователя, после набегов мусульман на побережья Италии и Испании целые деревни оставались пустыми. Кроме того, выкуп захваченных в рабство людей был дорогим удовольствием – большинству европейцев нужно было зарабатывать необходимую сумму в течение многих лет. «Большие деньги, которые требовались для того, чтобы выкупить близкого и любимого человека, свидетельствуют о перемещении огромных сумм из Европы в Африку. В то же время рабов-мусульман выкупали гораздо реже», -- отметил Дэвис.

Охота за рабами

Хотя религиозное рабство было в основном распространено в средиземноморском регионе, оно зачастую дотягивались и до гораздо более отдаленных мест. Например, Дэвис обнаружил, что в 1627 году пираты напали на Исландию и вывезли оттуда 400 человек, которых продали в рабство в Алжире. Похожие нападения регулярно происходили на побережьях Ирландии и Англии в период между 1630 и 1640 годами. Большинство захваченных там в плен людей умерли в рабстве.

Не осталась в стороне от этого явления и Америка. Дэвис приводит в своей книге историю, которая хорошо иллюстрирует сухие статистические выкладки. Исследователь выяснил подробности жизни одного моряка по имени Джон Фосс. Тот попал в плен к алжирским пиратам недалеко от берегов Испании в 1793 году. Фосс и другие члены его команды превратились в рабов и тяжело трудились в течение двух лет, пока наконец американское правительство их не выкупило. В своем дневнике Фосс рассказал, как он, около 130 американцев и более 1000 рабов других национальностей работали в карьере и перевозили огромные каменные блоки под присмотром надсмотрщика с хлыстом.

«Вероотступники»

По мнению Дэвиса, религиозное рабство имеет одну важную отличительную черту от расового рабства. Религиозные рабы могли принять веру своих хозяев. Для христиан переход в ислам был весьма прост: они должны были поклясться, что есть лишь один Бог и имя ему Аллах. Однако последствия перехода в другую веру были весьма противоречивыми. Даже после обращения в мусульманство эти «вероотступники» оставались рабами, хотя зачастую получали гораздо более легкую работу. С другой стороны, после обращения в чужую веру вероятность выкупа значительно снижалась.

«Мусульманин-хозяин, который позволял своему рабу-мусульманину выкупиться, фактически тоже становился вероотступником, а это каралось смертью», -- отметил Дэвис. Поэтому большинство мусульман-хозяев не хотели, чтобы их рабы-христиане переходили в их веру. В качестве примера Дэвис приводит историю о том, что один хозяин избивал своего раба-«вероотступника» до тех пор, пока тот не отрекся от новой веры.

Об этом не рассказывают в школах

Отмечая историческое значение религиозного рабства, Дэвис задался вопросом, почему большинство людей даже не подозревают об этом феномене, а в школах детям не рассказывают о том, что было на самом деле. Исследователь отмечает, что не может с уверенностью ответить на этот вопрос. Однако одна из причин, вероятно, в том, что религиозное рабство «не вписывается в то историческое повествование, которое принято среди жителей США и Европы».

«В повсеместно принятом изложении фактов обычно подчеркивается, что со времен Колумба и вплоть до XX века шла европейская колонизация мира, во время которой власть белых европейцев-христиан установилась во всех уголках земного шара. Религиозное рабство выбивается из этой стройной теории. Мысль о том, что европейцы далеко не везде смогли установить свое влияние, выходит за рамки принятой концепции. Но на самом деле в течение тех столетий, что длился конфликт между двумя почти равными по мощи империями, миллионы европейцев-христиан сами оказались во власти мусульман», -- подвел итог Дэвис.

Военнопленные или рабы?

Многие историки, по мнению Дэвиса, преуменьшают значение религиозного рабства, называя таких людей «пленниками», а не «рабами», то есть простыми военнопленными. Они считают, что раз этих людей можно было выкупить, то и рабами в полном смысле этого слова те не могли быть. «Они игнорируют тот факт, что половину христиан и большую часть мусульман так никто и не выкупил», -- подчеркнул Дэвис.

Более того, с религиозными рабами обращались практически так же, как с черными рабами из Африки. Они работали целый день, выполняли самые опасные задания, плохо питались и часто подвергались жестоким побоям. «Многие считают, что религиозное рабство, которое основано не на расовом признаке, было гораздо менее жестоким. Но это предположение очень далеко от истины. Так же, как черные рабы, эти «пленники» считались имуществом и могли быть проданы и куплены. Более того, религиозная нетерпимость оправдывала самое жестокое обращение как с христианскими, так и с мусульманскими рабами», -- рассказал исследователь.

Однако историк обращает внимание на то, что в расовом рабстве оказалось гораздо больше людей, чем в религиозном. В Америку, например, было перевезено около 10-12 млн черных рабов, что в 3-4 раза больше, чем было рабов в средиземноморском регионе. «Однако это не означает, что три или четыре миллиона религиозных рабов не имеют никакого значения для мировой истории», -- считает Дэвис.

Исследователь надеется, что его работа поможет людям осознать историческую реальность тех дней и не позволит им забывать или игнорировать такие важные и печальные факты человеческой истории.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама