Историки и реконструкторы, плывущие по Индийскому океану из Омана в Сингапур на судне «Jewel of Muscat», преодолели половину пути. Их плавание -- попытка реконструировать путешествие средневековых моряков IX века.
Корабль IX века
В своей работе реконструкторы опирались, в основном, на археологические находки, сделанные во время раскопок в Индонезии в 1998 году. Тогда рыбаки случайно нашли останки судна у острова Белитунг (Малайский архипелаг). Археологические исследования вели немецкие ученые, которые пришли к выводу, что обнаружили древнейшее известное на сегодняшний день арабское судно. Основываясь на изучении найденной керамики и радиоуглеродном анализе, ученые датировали корабль IX веком. Судя по всему, это было торговое судно, которое курсировало между западным регионом Индийского океана и Китаем.
Историки строили свой корабль на специальной верфи в Омане. Этот культурно-исторический проект, цель которого – изучение средневековой морской истории, поддержали правительства обеих стран. В 2008 году ученые создали модель будущего корабля, подготовили лесоматериалы – привезли из лесов Ганы в Оман доски из афзелии африканской, а в 2009 году начали строительство судна, которое длилось больше 12 месяцев.
Специалисты попытались реконструировать двухмачтовое арабское судно. Они использовали лишь те приемы, которые были известны кораблестроителям в Средние века. Например, доски корпуса корабля связаны между собой веревками, сделанными из кокосовых волокон. Корабль был построен без единого гвоздя. Деревянные части судна исследователи защитили с помощью специальной смеси, сделанной из козьего жира и извести. А квадратные паруса изготовили из пальмовых листьев. Длина судна составляет 18 м.
Древний морской путь
Исследователи решили совершить плавание из Омана в Сингапур с остановками в Индии, Шри-Ланке и Малайзии. Этот маршрут был некогда частью морского пути между арабскими странами и Дальним Востоком. «Jewel of Muscat» отплыл из Омана 16 февраля. На его борту находятся 18 членов экипажа. «Это было совершенно невероятное зрелище -- наконец-то увидеть, что судно спущено на воду после такой долгой подготовки. У меня даже сердце на несколько секунд от восторга замерло», -- рассказал тогда капитан корабля Салех Аль-Джабри (Saleh Al Jabri).
Экипаж корабля во время плавания пользуется только навигационными приборами IX века. Например, у них есть «камаль» -- простейший навигационный прибор, который представляет из себя деревянный прямоугольник на веревочке и позволяет вычислить широту. Ориентируются мореплаватели по звездам и солнцу. Кроме того, они, как и средневековые моряки, следят за изменениями неба, цветом моря, за жизнью птиц и морских животных, за направлением ветров – все эти методы позволяли в IX веке выбрать правильный путь. Современными навигационными приборами команда пользуется только для проверки точности средневековых методов.
Постоянно следить за последними новостями об этом историческом эксперименте можно на официальном сайте «Jewel of Muscat». Так, например, на прошлой неделе команда попала в шторм, который, однако, не причинил им вреда, зато помог преодолеть за сутки большое расстояние – больше 90 морских миль (около 165 км).
На данный момент «Jewel of Muscat» прошел уже около 1500 км и примерно через неделю должен прибыть в первый порт на своем пути, в индийский город Кочин. А само путешествие в Сингапур закончится где-то в июле этого года.