Реставраторы Коломенского показали корреспондентам Infox.ru, как они восстановили уникальные реликвии, которые в ближайшее время отправятся в путешествия по всему миру.
После проведения всех предварительных исследований, о которых Infox.ru рассказывал в прошлом сюжете, реставратор приступает к непосредственной работе над предметом. Сотрудники Московского государственного объединенного музея-заповедника рассказали корреспонденту Infox.ru, над какими памятниками искусства сейчас трудятся и что именно с ними делают.
Раскрытие иконы
Художник-реставратор Ксения Гонцова работает над иконой XVIII века уже полгода. Этот экспонат после завершения реставрации отправится на выставку во дворец Алексея Михайловича. Икона в течение столетий не раз обновлялась церковными художниками: последний нанес на изображение объемный рельефный орнамент из песка, а на орнамент – позолоту.
Трудность работы заключалась в том, что отдельные крупинки так плотно спаялись с красочным слоем, что удалить его, не повредив авторской работы, было очень сложно. Икона раскрывалась постепенно. Реставратор день за днем обрабатывала с помощью ватного тампона, смоченного в растворителе, маленькие участки изображения. Иногда для удаления олифы и поздних слоев реставраторы осторожно используют и скальпели.
Укрепление
После кропотливой работы по удалению верхних слоев олифы, орнамента из песка и позднейших наслоений реставрация не заканчивается. Специалист укрепляет красочный слой, грунт и реставрирует в случае необходимости деревянную основу. Укрепление красочного слоя происходит в разных случаях по-разному – все зависит от того, с какой именно проблемой столкнулся реставратор. Например, если красочный слой шелушится, его сначала пропитывают спиртом, а затем рыбьим клеем. После этого делается профилактическая заклейка: на отдельные кусочки или полосы папиросной бумаги наносят рыбий клей, а затем аккуратно приклеивают их на поверхность иконы. Удаляют такую заклейку через несколько дней с помощью влажного тампона.
Тонировка
В тех поврежденных местах, где утрачен не только авторский слой, но и грунт с паволокой, художник вынужден делать специальные реставрационные вставки, которые потом тонируются. Иногда для тонировки используются краски, которые реставратор составляет по сохранившимся рецептам, стараясь приблизиться к технологиям древнерусских живописцев. В случае с иконой XVIII века, которую реставрирует Ксения Гонцова, тонировка делается акварелью. После завершения этих работ изображение обычно покрывают лаком, чтобы защитить икону от неблагоприятного воздействия внешней среды.
Невидимая работа
Художник-реставратор по дереву Михаил Помыкалов сейчас удаляет потемневшее покрытие с позолоченного запрестольного креста (такие кресты обычно ставились в алтаре у восточной стены, рядом с запрестольной иконой). Затем он будет заниматься удалением позднейших слоев записи, восполнением левкаса и реставрационными тонировками.
Работа реставраторов требует не только определенных знаний и умений, но и много терпения. Они могут трудиться над возрождением произведения искусства годами, а посетители музеев часто бросают лишь один взгляд на экспонат и даже не подозревают, сколько времени и сил было потрачено людьми, которые пытались вернуть предмету первоначальную красоту.