Реставрация небольшой приходской церкви в британском графстве Саффолк позволила археологам восстановить подробности средневекового конфликта между двумя самыми могущественными религиозными учреждениями в Англии.
Реставрация приходской церкви
В рамках проекта по сохранению средневековых настенных росписей в церкви Святой Марии в деревне Лейкенхит (Великобритания) реставраторы обнаружили несколько ранее неизвестных изображений. Они сопоставили эти рисунки с письменными источниками и выяснили, что настенные росписи рассказывают о борьбе между двумя богатейшими монастырями в Англии. Конфликт проник вглубь страны и отразился на жизни обычных приходских церквей.
В церкви из Лейкенхита сохранились большие фрагменты как минимум пяти различных слоев изображений, которые создавались и сменяли друг друга на протяжении четырех веков. Исследователи в рамках реставрационного проекта обнаружили, что три самых ранних слоя, созданные в период между 1220 и 1360 годами, иллюстрируют серию конфликтов и правовых битв между религиозными учреждениями в Или (англ. Ely) и в Бери-Сент-Эдмундс (англ. Bury St Edmunds). В документах есть данные, что церковь Святой Марии в Лейкенхите принадлежала монахам из Или, которые занялись ее реконструкцией и расширением. Однако в то же время она стояла на землях, которые относились к «привилегиям Святого Эдмунда».
Конфликт между монастырями
Историки уже давно знают, что Лейкенхит находился в центре конфликта, разгоревшегося между двумя крупнейшими монастырями -- Или и Бери-Сент-Эдмундс. Однако только теперь они смогли восстановить эту историю полностью. В 1221 году монахи из Или получили хартию, позволяющую им иметь рынок в приходе Лейкенхит. Монахи из Бери-Сент-Эдмундс энергично возражали против этого, так как посчитали подобную хартию нарушением их прав. Дошло до того, что это дело было передано на рассмотрение короля. Но, несмотря на то что король испытывал расположение к Бери-Сент-Эдмундс, монахи из Или продолжили развивать приходской рынок. В конце концов аббат из Бери послал в приход группу вооруженных людей, чтобы закрыть этот рынок насильственным путем, и забрал себе все товары. Однако после закрытия рынка конфликт между монастырями в Или и Бери не закончился, он продолжал разгораться на протяжении всего последующего столетия.
«Два самых ранних слоя свидетельствуют о явной преданности прихода своим владельцам из Или. Однако сразу после Черной смерти монахи из Или начали придерживаться очень жесткой линии по отношению к своим арендаторам, особенно здесь, в Лейкенхите. Создается ощущение, что это отвратило приход от его собственных хозяев, и он обратился к своему более доброму соседу – монахам из Бери. Именно в те хаотичные времена (после ужасной эпидемии чумы) внутренняя часть церкви была переделана в третий раз. В этом слое прекрасно видно, что прежняя политическая верность Или больше не существует. Как раз наоборот, на самых важных местах в церкви мы находим новые изображения святого Эдмунда. Эти росписи стали очень веским официальным заявлением прихожан: первое, что ты видишь, когда входишь в дверь, – святого Эдмунда. Это настоящая пощечина бывшим хозяевам», -- рассказал глава проекта Мэтью Чемпион (Matthew Champion).
Но больше всего историков заинтересовал тот факт, что конфликт между двумя крупными религиозными учреждениями коснулся более низкого уровня – приходского. Он вышел за пределы финансового и правового положения двух могущественных организаций и послужил в итоге причиной раскола обычной приходской церкви на две части. Алтарь церкви был посвящен святой Одри, аббатисе из Или, но лишь до тех пор, пока местные прихожане, которые контролировали неф церкви, не заявили в открытую, что они преданы ее «сопернику», святому Эдмунду.