Трое ученых из Израиля, США и Великобритании получили Нобелевскую премию в области химии за исследование структуры и функций рибосом. Среди лауреатов одна женщина, четвертая за всю историю вручения премии.
Шведская королевская академия наук объявила имена лауреатов Нобелевской премии по химии за 2009 год. Ими стали британец Венкатраман Рамакришнан из лаборатории молекулярной биологии в Кембридже, американец Томас Стейц из Йельского университета и Ада Йонат из Института Вайцмана в Реховоте (Израиль). Премия присуждена «за исследования структуры и функций рибосом». Йонат стала лишь четвертой женщиной в истории, получившей Нобелевскую премию в области химии. Сумма премии размером 10 млн шведских крон (около €1 млн) будет разделена между учеными поровну.
Рамакришнан, Стейц и Йонат исследовали механизмы, благодаря которым рибосомы используют хранимую в ДНК информацию. Рибосомы -- это внутриклеточные органеллы, которые есть абсолютно у всех организмов. Они помогают использовать информацию, хранимую в ДНК, чтобы в конечном счете синтезировать белки. Для этого сначала на основе молекулы ДНК создается матричная РНК. А затем рибосомы с помощью мРНК выстраивают последовательность аминокислот -- синтезируют молекулу белка. Этот механизм называется трансляцией. Белки затем на химическом уровне управляют процессами, которые происходят в организме. Среди таких белков -- гемоглобин, инсулин и прочие гормоны.
Рамакришнан, Стейц и Йонат использовали рентгенокристаллографию, чтобы создать карту расположения всех без исключения сотен тысяч атомов, составляющих рибосому. «Знание глубинных основ работы рибосомы важно для научного понимания жизни и может быть непосредственно использовано в практической жизни; многие из сегодняшних антибиотиков вылечивают разные болезни, блокируя функцию бактериальных рибосом», -- отмечается в сообщении Шведской академии наук.
Трое лауреатов этого года создали трехмерные модели, которые показывают, как разные антибиотики связываются с рибосомами. И эти модели используются современными учеными для создания новых антибиотиков.
В прошлом году Нобелевскую премию по химии получили американцы Осама Шимомура, Мартин Чалфи и Роджер Циен «за открытие и развитие зеленого флуоресцентного белка». Лауреаты выделили из медуз Aequorea victoria флуоресцирующий зеленым светом белок, а затем научились использовать его в качестве маркера экспрессии гена. Метод получил широкое применение в генной инженерии.
Нобелевская премия по химии
Нобелевская премия по химии вручается с 1901 года с перерывами в 1916, 1917, 1919, 1924, 1933, 1940-1942 годах.
Первым обладателем премии стал Якоб Вант-Гофф «в знак признания огромной важности открытия законов химической динамики и осмотического давления в растворах». Также среди лауреатов -- автор работ по электролитической диссоциации Свант Аррениус (1903), заложивший основы учения о радиоактивности и строении атома физик Эрнест Резерфорд (1908), один из основоположников учения об электролитической диссоциации Вильгельм Оствальд (1909) и Виктор Гриньяр (1912), получивший премию «за открытие реактива Гриньяра, способствовавшего развитию органической химии».
В общей сложности 153 человека получали Нобелевскую премию по химии. 62 раза она вручалась одному человеку, 22 раза ее делили двое номинантов и 16 раз премия доставалась сразу троим ученым.
Английский биохимик Фредерик Сенгер получил премию дважды. Первый раз -- в 1958 году за «установление структур белков, особенно инсулина», а затем в 1980 году (совместно с Уолтером Гилбертом) за «фундаментальные исследования биохимических свойств нуклеиновых кислот, в особенности рекомбинантных ДНК».
Женщины Нобелевскую премию по химии до сегодняшнего дня получали лишь трижды. Первой в 1911 году стала Мария Склодовская-Кюри, которая также получала премию по физике в 1903 году. Ее заслуги в области химии отмечены «за открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Затем в 1935 году победа досталась дочери Марии Ирен Жолио-Кюри, которая вместе с мужем Фредериком Жолио получила награду «за выполненный синтез новых радиоактивных элементов». Наконец, в 1964 году Дороти Кроуфут-Ходжкин получила признание «за определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ».
Среди советских и российских ученых Нобелевскую премию по химии получил только Николай Семенов. В 1956 году он разделил награду «за исследования механизмов химических реакций» с Сирилом Норманом Хиншелвудом.