Исследователи выяснили, что «переключается» в мозгу четырехлетних детей, когда они обретают способность проводить границу между окружающим миром и своими и чужими представлениями о нем.
Результаты исследования, проведенного немецкими специалистами из Института человеческой когнитологии и науки о мозге, опубликовано в журнале Nature Communications.
Каждый психически нормальный человек обладает так называемой «теория сознания» (theory of mind) - комплексом суждений о внутреннем мире других личностей. Эта «теория» говорит, что действия человека в реальном мире опосредованы его представлениями о нем, среди которых нередко встречаются и ложные.
Как правило, «теория сознания» появляется у детей примерно в возрасте 4 лет - однако до сих пор ничего не было известно о том, с какими изменениями в мозгу это связано. Авторы статьи решили ответить на этот вопрос, проведя эксперимент с 43 здоровыми детьми в возрасте 3-х и 4-х лет.
Сначала юным участникам предложили пройти простой тест на наличие «теории сознания». Им показывали коробку конфет, в которой вместо сладостей лежали карандаши, и затем спрашивали, что другой малыш будет ожидать в ней найти, не зная о ее содержимом. Трехлетние дети все как один ответили: «карандаши», тем самым не отличая собственные представления о реальности от мыслей других людей. А вот четырехлетки справедливо сказали, что другие дети будут искать в этой коробке конфеты.
Затем с помощью томографа ученые выяснили, чем же отличается мозг трехлеток и четырехлеток по распределению белого вещества - оно состоит из аксонов, соединяющих нервные клетки. Было установлено, что между 3-м и 4-м годами жизни устанавливается соединение между двумя важнейшими зонами мозговой коры - между задним участком височной доли, который отвечает за представления о других личностях, и участком лобной доли, связанным с абстрактным мышлением.
Только когда эта связь возникает, ребенок становится способным отличать собственные идеи от представлений других. Получается, за «теорией сознания» стоит механизм, независимый от механизмов, связанных с развитием интеллекта и речевой способности. Кстати, 2016 году было показано, что взрослые человекообразные обезьяны также обладают «теорией сознания, которая до недавнего времени считалась исключительной принадлежностью человеческой психики.