Генетикам удалось пролить свет на проблему происхождения уникального языка басков. Оказалось, что на нем, возможно, говорили первые европейские фермеры - очутившись в изоляции, они и дали начало баскскому народу.
К такому выводу пришли шведские ученые из Университета Упсалы, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Баскский язык, на котором сейчас говорят около 700 тысяч человек, живущих в высокогорных областях Испании и Франции, давно не дает покоя лингвистам. Дело в том, что он не относится ни к индоевропейским языкам, к числу которых принадлежат основные языки Европы, ни к какой другой известной языковой семье.
Некоторые специалисты полагали, что баски являются потомками охотников-собирателей, которые населяли Европу до прихода фермеров с Ближнего Востока. Авторы статьи показали, что дело обстояло несколько сложнее - баски произошли непосредственно не от охотников-собирателей, а от первых фермеров, попавших в изоляцию.
В ходе исследования ученые расшифровали геном 8 скелетов, найденных к пещере Эль-Портальон на севере Испании. В этом месте более 30 000 лет вплоть до первого тысячелетия нашей эры жили как охотники-собиратели, так и фермеры. Возраст найденных скелетов составляет от 5500 до 3500 лет. Судя по обломкам керамики и другим фрагментам, они относились к аграрному населению.
Ученые сравнили геном этих людей с расшифрованными геномами охотников-собирателей и фермеров из Западной и Центральной Европы, а также с геномами более 2000 современных европейцев. Оказалось, что генетически фермеры из Эль-Портальона очень похожи на ныне живущих басков и древнейших фермеров из других регионов Европы, а вот с охотниками-собирателями их мало что связывает.
Фермеры из Эль-Портальона, как и баски, несут следы изоляции. Они не смешивались с более поздними волнами мигрантов из Северной Африки и Центральной Европы, гены которых отвечают за 10-25% генетического разнообразия современных испанцев и португальцев. Из этого авторы статьи заключили, что баски представляют собой самых первых европейских фермеров, отгородившихся от дальнейших контактов с внешним миром.