Политологи продемонстрировали, что во внутренние конфликты в странах-экспортерах нефти третьи силы вмешиваются чаще, чем обычно. Это доказывает, что конспирологические теории не так уж далеки от реальности.
К такому выводу пришли британские ученые из Университета Уорика, чья статья опубликована в журнале Journal of Conflict Resolution.
90% вооруженных конфликтов, происходящих в мире после Второй мировой войны, являются внутренними, однако в 2/3 случаев в них вмешиваются зарубежные силы. Авторы статьи решили выяснить, насколько возрастает вероятность такого вмешательства, когда страна, охваченная гражданской войной, является экспортером нефти.
Ученые проанализировали конфликты, происходившие в 69 странах в 1945-1999 годах. Выяснилось, что наличие запасов нефти в самом деле повышает риск иностранной интервенции, причем интервентами чаще всего являются страны-импортеры нефти.
Следовательно, стремление установить контроль над чужими энергоресурсами может быть главной причиной, заставляющей страны вмешиваться в чужие внутренние конфликты, хотя чаще всего такое вмешательство оправдывается необходимостью защиты прав человека и других идеалов.
«Мы захотели пойти за пределы конспирологии и проверить, действительно ли нефть действует как экономический стимул при принятии решения об интервенции», – пояснил Петрос Секерис, соавтор работы.
Как отмечают исследователи, в противоположность странам-импортерам, страны-экспортеры нефти очень редко вмешиваются в гражданские войны на территории других стран-экспортеров. Так, этого ни разу не делали государства Персидского залива – единственный раз, когда Саудовская Аравия вмешалась в конфликт в Йемене в 1962 году, там еще не были открыты месторождения нефти. СССР становился участником конфликтов в Индонезии (1958) и Нигерии (1967-1968), однако когда СССР (а затем Россия) сам стал экспортером нефти, вмешательство в дела других нефтедобывающих государств прекратилось.