Ученые показали, что на прошедших думских выборах результаты «Единой России» были почти на 11% ниже на тех участках, где присутствовали независимые наблюдатели. Это свидетельствует о масштабных фальсификациях, которые повлияли на исход голосования.
Результаты исследования, проведенного специалистами из Российской экономической школы, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Перед выборами в Госдуму, состоявшимися в декабре прошлого года, ассоциация «Гражданин Наблюдатель» подготовила в Москве около 500 наблюдателей, которые были направлены на 156 избирательных участков. Они были выбраны по случайному принципу из 3374 избирательных участков, расположенных на территории Москвы.
Авторы работы сравнили количество голосов, полученных политическими партиями на участках, укомплектованных наблюдателями из этой ассоциации, с итогами голосования на остальной массе избирательных участков. При этом они исключили из рассмотрения нестандартные участки, размещавшиеся в больницах или воинских частях.
Выяснилось, что в среднем присутствие наблюдателей снижало результаты «Единой России» на 10,8% и уменьшало явку на 6,5%. Если учесть, что наблюдатели не могли фальсифицировать выборы в пользу оппозиционных партий, то это доказывает, что на участках, где их не было, происходили подтасовки голосов в пользу «Единой России».
По данным исследователей, на тех участках, где наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений, результаты «Единой России» и явка по сравнению с обычными участками были еще ниже – на 16% и 9% соответственно. Если же наблюдателей удаляли с участков до подсчета голосов, то «Единая Россия» получала там всего на 4,4% ниже, чем на остальных.
Исходя из этого, авторы работы заключили, что минимальный уровень фальсификаций на думских выборах в Москве составлял примерно 11%, так что «Единой России» было приписано не менее 635 тысяч голосов. По альтернативным оценкам, за счет фальсификаций правящая партия набрала 870-1090 тысяч голосов.
Недавно австрийские математики также пришли к выводу, что на российских парламентских выводах имели место серьезные фальсификации.