По честности выборов Российская Федерация сравнима с Угандой.
Математики из Венского университета, проанализировав итоги недавних думских и президентских выборов в России, пришли к выводу, что на них имели место серьезные фальсификации. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences и находится в открытом доступе.
Всего авторы статьи изучили выборы в 11 странах – в России, Австрии, Чехии, Канаде, Франции, Финляндии, Румынии, Польше, Испании, Швейцарии и Уганде. Эти страны были выбраны для анализа потому, что их избиркомы учитывают данные о голосовании и явке не только на уровне крупных районов, но и на уровне мелких территориальных единиц, число избирателей в которых не превышает 5 тысяч человек.
Исследователи рассчитали, как число голосов, отданных за победившего кандидата в президенты или победившую партию, соотносится с числом избирателей, пришедших на участки. Оказалось, что в большинстве стран распределение голосов было гауссовым (нормальным): с увеличением явки избирателей процент голосов, отданных за победившую партию, оставался прежним.
Россия, Уганда и Канада
Однако в России и в Уганде это распределение было бимодальным, то есть имело два пика – в области средней и в области очень высокой явки. Это может свидетельствовать о том, что высокая явка на участках создавалась за счет вброса голосов за победившего кандидата. Эти же выводы озвучили и некоторые российские математики в декабре 2011 года.
В то же время авторы работы отмечают, что бимодальность распределения голосов не всегда говорит о фальсификациях. Она может быть вызвана и гетерогенностью населения, как это происходит в Канаде, в составе которой имеется франкоязычный Квебек. Следовательно, нельзя исключать и того, что этот фактор играет роль и на Северном Кавказе, где высокая явка сопровождается высоким уровнем поддержки власти.
Почему выборы были нечестными
Поэтому математики предложили альтернативный механизм оценки честности выборов. Для каждого уровня явки они высчитывали суммарный процент голосов, отданных за победившую партию, учитывая голоса со всех участков с таким уровнем явки и ниже. Оказалось, что во всех странах, за исключением России и Уганды, линия суммарного процента голосов быстро выходит на плато, достигая итогового уровня поддержки победившего кандидата еще при средних показателях явки.
Лишь в России и Уганде с повышением явки результат победителя продолжал расти (см. график 6 в статье), что свидетельствует о том, что свой финальный результат победившие партии в этих странах получили именно за счет участков с аномально высокой явкой и аномально высокой поддержкой правящей партии. Согласно исследователям, на последних парламентских выборах в России таких участков было около 3 тысяч с общим числом избирателей 2 миллиона.
Как рассказал изданию Deutsche Welle Штефан Турнер, один из авторов статьи, по расчетам математиков без фальсификаций «Единая Россия» набрала бы на выборах в декабре примерно 40%, в то время как согласно официальным итогам единороссы получили 49,3%, что позволило им добиться большинства в парламенте.