На фотографиях профиля американцы чаще улыбаются и демонстрируют свое лицо крупным планом, а вот жители Восточной Азии более серьезны и предпочитают не выделяться на фоне окружающих предметов.
Для миллионов пользователей Facebook выбор фотографии пользователя является важным решением. Каким будет фото, веселым или серьезным, индивидуальным или более абстрактным, определяется не только индивидуальными предпочтениями, но и более глубокими культурными особенностями на уровне подсознания. К такому выводу пришли исследователи из Иллинойского университета в Урбана-Шампейн (США), чья статья была опубликована в журнале International Journal of Psychology.
Согласно данным предыдущих исследований, культура влияет не только на язык и обычаи, но и на восприятие мира в целом. Например, западная культура побуждает людей воспринимать себя в качестве независимых индивидуумов, в то время как культура Восточной Азии подчеркивает превосходство коллективного начала над индивидуальным. Поэтому, как показывают психологические тесты, представители западной культуры, глядя на пейзаж или портрет, сосредотачиваются на предметах или лицах первого плана и меньше внимания обращают на их окружение. А для жителей Восточной Азии фон не менее значим, чем предметы на переднем плане.
Американские психологи решили выяснить, как эти различия проявляются в интернет-пространстве. Для этого они проанализировали более 500 профилей пользователей Facebook из США и Восточной Азии (из Гонконга, Сингапура и Тайваня). Они обнаружили, что фотографии, размещаемые американцами, больше сосредоточены на лице, в то время как у пользователей из Восточной Азии на фотографиях содержится больше деталей заднего плана, а вот лицо занимает меньше места. Кроме того, американцы на фотографиях чаще улыбаются, чем жители Восточной Азии.
«Мы думаем, что выявленные различия связаны с большей склонностью жителей США к индивидуализму и независимости, и с общинным началом и взаимозависимостью в Азии», -- пояснил Дэнис Парк, один из авторов статьи. Исследование также показало, что культурные влияния на образ человека в Интернете могут варьировать со временем и от региона к региону. Так, американцы, живущие в Тайване, и тайцы, живущие в США, как правило, приводят фотографии своего профиля в соответствие с культурными установками своего нового окружения.
«Персональные профили в Facebook отражают индивидуальные предпочтения и социальные стереотипы, -- рассказал Чи-Мао Хуань, соавтор работы. – Наше исследование представляет собой новый подход к изучению культурных особенностей посредством использования Facebook как базы данных».