19 апреля ‘24, Пятница

Иммунные клетки блокируют раку доступ к крови

Иммунные клетки не изменяют скорость размножения раковых клеток и не провоцируют апоптоз. Они помогают бороться с раком, останавливая рост новых кровеносных сосудов.

Исследователи нередко сообщают о новом гене (онкогене), который увеличивает шансы заболеть раком. Среди изученных онкогенов есть специфичные, помогающие развиваться определенному типу опухоли. А есть и более или менее общие, способные инициировать злокачественную трансформацию практически в любой ткани.

Почти универсальный онкоген

Например, здоровый ген MYC кодирует транскрипционный фактор – белок, который контролирует работу почти 80% других генов в организме млекопитающих. Мутированные варианты MYC называются онкогенами, потому что «искалеченная» последовательность нарушает работу подконтрольных генов. Понятно, что контролируя большую часть генома, мутировавший MYC вызывает болезни всех своих «подопечных». Поэтому и онкологических заболеваний, связанных с мутациями MYC, очень много, а в 15% всех опухолей наблюдается повышенное количесство белков MYC.

В арсенале медиков и экспериментаторов уже есть соединения, которые блокируют онкогены, в том числе и MYC. Некоторые используются в медицине, другие готовятся к выходу на фармакологический рынок.

Исследования препаратов проводятся на «чистых» животных и не учитывают силы иммунитета. Более того, считается, что онкогены изменяют биохимию клеток. И появление рака, а, значит, и его подавление, зависит исключительно от тех процессов, которые протекают внутри раковой клетки.

Исследователи из Стэнфордского и Гарвардского университетов (Stanford University, Harvard Medicine School) уверены, что блокируя онкоген необходимо учитывать роль иммунной системы, которая может либо помогать, либо мешать врачам. По мнению онкологов из группы под руководством Кавиа Ракхара, сбрасывать со счетов влияние иммунной системы нельзя ни в экспериментах, ни в клинической практике.

Противораковый иммунитет

Иммунные клетки NK, о которых уже писал Infox.ru – не единственные противоопухолевые бойцы. В организме срабатывают многочисленные механизмы, которые так или иначе убивают рак. Но у каждого бойца своя функция -- одни клетки (те же NK, например) воюют на передовой (в моменты зарождения болезни), а другие (CD8+) уходят в партизанские отряды и добивают противника по-тихому.

Кавиа Ракхара с коллегами (Kavya Rakhara) попыталась найти среди иммунных клеток «партизанов», которые должны помогать врачам-онкологам, усиливая действие блокаторов онкогена MYC. Для эксперимента ученые использовали трансгенных мышей с неполноценной иммунной системы. В целом у животных было все в порядке с иммунитетом, но не доставало какого-либо типа клеток – например NK, CD4+ или CD8+.

Исследователи пересаживали мышам опухоль, индуцированную онкогеном MYC, после чего лечили животное (блокировали причину заболевания -- ген MYC) и наблюдали за ходом выздоровления. Оказалось, что иммунитет, лишенный клеток CD4+, не поддерживает действие противоракового препарата. Опухоль не только не погибала, но и рецидивировала.

Биологи проверили, влияют ли клетки иммунной системы на активность апоптоза и размножения опухолевых клеток в присутствии противоонкогена. Ведь главный метод борьбы с опухолью – это ограничение размножения и смерть больных клеток. Оказалось, что никакие иммунные клетки не изменяют уровень размножения и самоубийств клеток, если на них воздействуют блокатором MYC. Действие иммунных партизан было связано с блокированием ангиогенеза. То есть, клетки CD4+перекрывали опухоли питание, из-за чего рак и погибал.

«Действие противоонкогена изменяет биохимию раковых клеток, и тогда они погибают. Однако без клеток CD4+ рак долго сопротивляется, да еще и воскресает (рецидивирует). CD4+ изменяет среду обитания рака, и тот быстрее погибает. Думаем, что врачи и фармацевты должны обратить внимание, что у них есть помощники – иммунные клетки пациента. Учитывая особенности организма, можно улучшить качество лечения и избежать рецидивов», -- пишут исследователи в статье CD4+ T-cells contribute to the remodeling of the microenvironment required for sustained tumor regression upon oncogene inactivation, опубликованной в журнале Cell.