16 апреля ‘24, Вторник

Подавитель рака оказался его помощником

Ученые и клиницисты утратили доверие к белку, который многие годы считался онкосупрессором. Теперь врачам придется пересмотреть список лекарственных препаратов, назначаемых онкологическим больным.

Эпителиальный кадерин (Е-кадерин) – основной трансмембранный белок, обеспечивающий клеточную адгезию. Многочисленные исследования подтверждают, что низкий уровень эпителиального кадерина дарит клеткам свободу действия, из-за чего они начинают «разлипаться» и перекочевывать в другие органы. В ряде диагностических процедур низкий уровень Е-кадерина служит предвестником метастазирования опухоли.

Ранее исследователи из клиники Майо (Mayo Clinic) обратили внимание, что у пациенток с метастазирующим раком молочной железы содержание Е-кадерина остается на «здоровом» уровне. А у пациенток с опухолями яичников уровень Е-кадерина даже увеличивался. Доктор Панайотис Анастасиадис (Panagiotis Z. Anastasiadis) предположил, что при некоторых видах рака онкосупрессор (Е-кадерин) выполняет прямо противоположную роль.

«До настоящего времени считалось, что если клетки теряют Е-кадерин, то они готовы к метастазированию. Однако накопленные знания и клинические наблюдения дают повод думать об обратном, так как до 50% опухолей начинают метастазировать, сохраняя нормальный уровень Е-кадерина», -- говорит доктор Ангастасиадис.

Онкобиологи из клиники Майо изучили белковый профиль человеческих клеток глиобластомы – наиболее распространенной и агрессивной формы опухоли мозга. Исследую опухоль, ученые пытались выполнить первоочередную задачу – выявить белки, которые помогают опухолевым клеткам метастазировать.

Без внимания не остались и многочисленные кадерины, разновидностей которых в головном мозге гораздо больше, чем в любом другом органе. Исследователи предполагали, что в клетках глиобластомы будут обнаружены «кадериновые» неполадки, связанные со специфическим «нервным» белком – N-кадерином. Однако, в дополнение к оправданным предположниям, ученые выявили повышенный уровень Е-кадерина. Исследователи отмечают, что не все клетки вырабатывали Е-кадерин. Но те, в которых он присутствовал, по сравнению с другими клетками глиобластомы вели себя более агрессивно.

«Это очень важное открытие, так как в современной медицине используются препараты, которые «утихомиривают» опухоль посредством Е-кадерина. Судя по результатам исследования, в некоторых случаях такое лечение может усугубить течение болезни», -- говорит доктор Ангастасиадис.

Подробнее о ходе и результатах исследования можно проочитать в статье Misregulated E-Cadherin Expression Associated with an Aggressive Brain Tumor Phenotype в PloS ONE.

Минфин планирует отменить экспортную пошлину на золото