28 марта ‘24, Четверг

Рецидивы генитального герпеса можно предсказать

Заверения медиков, что проявление герпеса зависит от силы иммунитета, теперь подтверждены математически. Ученые предлагают бороться с герпесом и прогнозировать частоту, силу и продолжительность рецидивов с помощью клеток иммунной системы.

Вирусы простого герпеса (ВПГ) столь распространены, что большинство людей воспринимают «лихорадку» на губах как «рядовую» и не совсем серьезную косметологическую проблему. По данным ВОЗ, по распространенности вирус герпеса занимает второе место, уступая место лишь абсолютному мировому лидеру инфекций – вирусу гриппа. Между тем, некоторые из вирусов герпеса (всего существует восемь типов, представляющих опасность для человека) вызывают онкологические заболевания, тяжелые болезни глаз, легких, нервной системы и половых органов. Последствия агрессии герпеса зависят от стечения обстоятельств (стресс, утомляемость, сочетанные заболевания) и иммунитета. Поэтому и предсказать продолжительность и частоту рецидивов герпеса невозможно -- пациенты полагаются на удачу.

Генитальный герпес

Генитальный герпес – неизлечимое заболевание, вызываемое, в основном, вирусом простого герпеса II типа (Herpes simplex virus-2). В зависимости от пути заражения, причиной генитального герпеса может быть и «губной» герпес – Herpes simplex virus-1. Впрочем,эти два типа герпеса взаимозаменяемы, и причиной «простуды» на губах может быть генитальная инфекция.

Герпес, активизируемый в период беременности, может спровоцировать развитие уродств (тератогенез), смерть плода и выкидыш. Рожденные от инфицированной матери дети нередко имеют нарушения в работе нервной системы, церебральные параличи и слепоту. Вероятность возникновения патологий многократно увеличивается, если беременная женщина переносит активную фазу заболевания.

Индикатор герпеса

Учитывая распространенность и значение вируса герпеса для здоровья взрослых людей и последующего поколения, важно научиться предсказывать продолжительность, частоту и силу рецидивов. Ученые под руководством Джошуа Шиффера (Joshua T. Schiffer ) из Университета им. Дж. Вашингтона в Сиэтле (University of Washington, Seattle) проанализировали более тысячи клинических и субклинических эпизодов обострения герпетической инфекции у 386 пациентов. В исследовании ученые сопоставили клинические особенности заболевания (скрытое или явное) с анализами каждого из пациентов на наличие вирусной ДНК и количеством Т-лимфоцитов в урогенитальном тракте пациентов.

В качестве индикатора рецидивов и продолжительности генитального герепеса ученые использовали количество Т-лимфоцитов (клетки CD8+). Дело в том, что при обострении инфекционных заболеваний именно Т-лимфоциты распознают инфицированную клетку по вирусному антигену, который появляется на ее поверхности. Ведь пока герпес только готовится выйти наружу и вздуться пузырями, клеточный аппарат уже синтезирует вирусные белки и нуклеиновые кислоты. Если лимфоциты вовремя обнаружат и убьют инфицированные клетки, то герпес не вылезет наружу и не распространится по слизистой оболочке половых органов.

Т-лимфоциты распознают и уничтожают заболевающие клетки только при непосредственном контакте. Поэтому и прогноз заболевания зависит от того, сколько клеточных киллеров находится неподалеку от очага воспаления.

Убить до рождения

Исследователи посчитали, что всего лишь за пятнадцать минут спокойной жизни инфицированной клетки количество вирусов увеличивается более чем в тысячу раз. Это означает, что вовремя появившийся Т-лимфоцит мог спасти от инфицирования более тысячи других клеток, вовремя убив вирус.

В статье Mucosal host immune response predicts the severity and duration of herpes simplex virus-2 genital tract shedding episodes, опубликованной в журнале PNAS Medical Sciences, ученые пишут, что «красная лампочка» такого клеточного индикатора горит во время перехода вируса герпеса из нервных клеток в покровные ткани неровно. Количество Т-лимфоцитов изменяется в период наибольшей агрессии вируса и во время выздоровления – когда инфекция снова возвращается в нервную систему. Поэтому по анализу клеток CD8+ в слизистой урогенитального тракта можно прогнозировать агрессию вируса простого герпеса второго типа. Более того, учитывая результаты этого исследования ученые предлагают доработать современные методы лечения генитального герпеса, основав терапию на локальном усилении иммунитета с помощью клеток CD8+.

Подробнее о математической модели рецидивов генитального герпеса можно прочитать здесь.