Альтруисты могут распознавать и общаться друг с другом на генетическом уровне. То же самое относится к агрессорам. Живые примеры такого общения дали вторую жизнь теории Гамильтона.
В 1965 году молодой британский биолог-эволюционист Уильям Гамильтон предложил научному миру свое видение того, почему в животном мире есть альтруисты, жертвующие своими интересами ради других, и агрессоры, которых вообще не интересуют проблемы и заботы окружающих (позднее теорию Гамильтона популяризовал Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген»). Несмотря на почти полувековое существование, эта теория во многом так и осталась теорией, слабо подкрепленной реальными примерами из жизни. Ученые из Оксфордского университета доктор Стюарт Вест (Stuart A. West) и доктор Энди Гарднер (Andy Gardner) на страницах журнала Science приводят обзор самых последних исследований того, как работает теория Гамильтона.
Альтруизм как исключение из правила
История началась еще с Чарльза Дарвина. Согласно знаменитой теории Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора», максимальная приспособленность видов к среде обитания, которая и закрепляется естественным отбором, сводится к репродуктивному успеху. То есть выживают именно те виды, которые дают больше потомства. Но тогда Чарльз Дарвин совершенно не знал, что делать с альтруистами. Они совершенно не укладывались в его теорию, ведь альтруизм с биологической точки зрения абсолютно невыгоден. Почему же такое бескорыстие и самопожертвование имеют место в природе, и попытался объяснить Уильям Гамильтон.
Все ради семьи
Теория Гамильтона утверждает, что для особи важен не только ее личный репродуктивный успех, но успех его ближайших родственников, такой своеобразный «родственный отбор», или семейственный альтруизм. По идее Гамильтона, решающее значение имеет выживаемость определенных генов, а не конкретных особей.
Гамильтон придумал также и понятие «зеленой бороды» -- своеобразных генетических маркеров, благодаря которым альтруисты или же, наоборот, агрессоры узнают друг друга и образуют группы. За счет генов «зеленой бороды» особи должны заметить своих собратьев, обладающих точно такими же генами, и вести между собой определенный диалог, чтобы проводить совместные действия.
Звучит эта теория, на первый взгляд, маловероятно. Но, как это ни удивительно, такие «зеленобородые» гены удалось найти.
«Зеленая борода» всегда найдет своих
Доктор Вест вместе со своим коллегой доктором Гарднером приводит анализ несколько последних работ, подтверждающих существование этих генов. Ген «зеленой бороды» csa встречается у диктиостелиума -- клеточного слизевика (Dictyostelium discoideum) -- организма из царства простейших. У этих существ особи, имеющие ген сsa, держатся всегда вместе. Они формируют сообща плодовое тело и никогда не принимают в свою группу особей, у которых этого гена нет. Другой пример -- огненные муравьи (Solenopsis invicta). У них обнаружили ген, противоположный альтруистическому, -- ген Gp-9. Это ген агрессии. Рабочие муравьи-носители этого гена выбирают будущих «королев» только среди носителей этого гена. По всей видимости, агрессивная самка -- залог успешности сообщества. «Теоретически мы можем предположить ситуации, где может возникнуть эффект «зеленой бороды». Мы предлагаем такую классификацию этих генов: гены «зеленой бороды» могут быть альтруистическими и агрессивными (приносящими ущерб), а также облигатными (то есть присутствующими и работающими всегда) или «включающимися» только в присутствии точно таких же генов в других организмах», -- пишут авторы работы. По их мнению, искать «зеленую бороду», нужно прежде всего среди микробов. А уже поняв принцип работы зеленобородых генов у простейших, можно переходить к поиску у более высокоорганизованных групп.