19 апреля ‘24, Пятница

Печатное слово все еще в силе

Печатный текст не просто заставляет нас улыбаться или хмуриться. Прочитанные эмоции могут влиять и на эмоциональное восприятие увиденного, и даже на решения.

«От улыбки станет всем светлей» -- поется в известной детской песенке. И это не просто красивый художественный вымысел. Уже давно психологи знают, что улыбка или, наоборот, нахмуренные брови «заразны», то есть передаются окружающим, видящим эмоциональное выражение лица собеседника или просто прохожего. А теперь ученые выяснили, как обстоят дела со словами, несущими эмоциональную окраску.

Психологи Франческо Форони (Francesco Foroni) из Амстердамского свободного университета и Гюн Семин (Gün R. Semin) из университета Утрехта из Нидерландов решили проверить, как влияют прочитанные «эмоциональные» слова на активность лицевых мышц человека и как они могут менять принимаемые им решения и оценку окружающей действительности. Для этого ученые провели два эксперимента, в которых за небольшую плату приняли участие более сотни голландских студентов-добровольцев.

Слова и мускулы

В первом эксперименте тридцати студентам -- двадцати трем девушкам и семи юношам -- показывали слова, глаголы и прилагательные, несущие различную эмоциональную окраску. Среди глаголов были, к примеру, такие как «улыбаться» или «плакать», среди прилагательных – «забавный» или «расстроенный». Слова участникам опыта демонстрировали на экране, в то же время специальные датчики, прикрепленные к их лицам, измеряли активность их лицевых мышц: большой скуловой мышцы (zygomatic major), которая отвечает за улыбки, и мышцы, нахмуривающей бровь (corrugators supercilii).

Результаты эксперимента показали, что чтение глаголов активирует у человека соответствующие мышцы. Так, к примеру, глагол «смеяться» вызывает сокращение большой скуловой мышцы, при этом совершенно не влияя на активность мышц, отвечающих за хмурость. Интересно, что прилагательные вызывали у добровольцев заметно более слабую реакцию. Сами исследователи отмечают, что отображение эмоций на лицах участников во время эксперимента можно наблюдать и невооруженным глазом, без всяких датчиков.

Слова, мускулы и решения

Затем ученые задались другим вопросом: является ли наблюдаемая реакция просто мышечной, или она влияет и на эмоции человека и может изменять его оценку происходящего? Чтобы выяснить, забираются ли «прочитанные» эмоции глубже лицевых мышц, голландские психологи провели второй эксперимент.

В нем приняли участие уже сто шестьдесят четыре добровольца (105 девушек и 59 юношей), которым предложили посмотреть мультфильмы и оценить, насколько они «забавны». Мультфильмы были выбраны заранее. Однако добровольцам не просто показывали анимацию. С периодичностью 0,5-1,5 секунды в каждом мультфильме демонстрировалось в течение 30 миллисекунд какое-либо слово из предыдущего эксперимента: положительно или отрицательно эмоционально окрашенные прилагательные или глаголы. Ученые утверждают, что участники эксперимента не осознавали, что видят эти вставленные в видеоряд слова, а воспринимали их исключительно на подсознательном уровне. По крайней мере, кнопки, которые участникам выдали, чтобы фиксировать появление на экране посторонних слов, так никто и не использовал.

А вот эффект от этих слов наблюдался. Добровольцев разделили на две группы – половине участников выдали карандаши, которые те держали во рту во время экспериментов. Этот известный и авторитетный психологический прием призван был сдержать активность лицевых мышц участников. В итоге студенты со свободными лицевыми мышцами более смешными называли мультфильмы, в видеоряд которых были включены «позитивные» глаголы вроде «улыбаться» или «смеяться», и менее смешными – мультики с «плохими глаголами». Разница в средней оценке таких мультфильмов составила почти 1 балл (из 9 возможных). При этом разницы в оценках для фильмов с прилагательными или для фильмов с любыми словами, которые оценивали люди со сдержанной карандашом мышечной реакцией, практически не наблюдалось. Она составила не более двух десятых балла.

Осторожные выводы

Ученые считают, что из их исследования можно сделать много выводов, но сами осторожничают. Во-первых, по их словам, они доказали, что прилагательные воспринимаются людьми более абстрактно, чем глаголы, означающие конкретное действие. Что, впрочем, не новость. Во-вторых, авторы работы считают, что их эксперименты показывают: язык, которым мы пользуемся -- не просто символический, то есть воспринимается подсознательно, но и соматический, то есть при помощи подсознания вызывает и телесные реакции.

Общий вывод ученых, который состоит в том, что чтение «эмоциональных» глаголов не просто активирует специфические лицевые мышцы, но и влияет на наши решения, также довольно очевиден. Но именно он, вероятно, получит практическое применение и пригодится специалистам по маркетингу и рекламе.

Те же, кто заинтересовался работой ученых и хочет узнать о ней больше подробностей, могут прочитать их статью в журнале Psychological Science.