Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:25
Москва
20 ноября ‘24, Среда

Глухие дети из Никарагуа придумали собственный язык жестов

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В мире появился новый язык -- никарагуанских глухонемых. «Самодельную» систему жестов придумали глухие дети, чтобы научиться общаться друг с другом. В этом убедились американские психологи, которые работают сейчас в Никарагуа.

Психолог Мэри Коппола (Marie Coppola) из Чикагского университета (University of Chicago) начала работу в Никарагуа еще в 1996 году. Она изучала особенности поведения глухих детей дома и в условиях специальной школы. И при помощи постоянной видеозаписи смогла понять, что юные никарагуанцы пополнили коллекцию мировых языков еще одним.

Как выяснила Коппола, еще 30 лет назад в Никарагуа никакого языка жестов не наблюдалось. Глухие дети понемногу учились объясняться со своими родственниками, разрабатывая систему жестов, понятных для слышащих. И взрослые, и дети с нарушением слуха редко встречались друг с другом, и даже эффективные стратегии коммуникации со слышащими людьми оставались лишь индивидуальными достижениями.

Жесты принесли из дома

Основным толчком к появлению нового языка глухих, по словам Копполы, стало открытие в Манагуа Melania Morales -- школы для глухих детей. Произошло ключевое событие еще в конце 1970-х годов. Школу укомплектовали учителями, не знающими стандартного языка жестов. Преподаватели пытались научить детей разговаривать и читать слова по губам. Они надеялись, что это поможет ученикам лучше приспособиться к жизни в мире говорящих.

Но вместо того чтобы освоить непонятную знаковую систему, глухие дети придумали собственный язык жестов, который предназначался для общения в их кругу. Выяснилось, что в основу нового языка глухих легли бытовые жесты, которыми постоянно пользуются и слышащие никарагуанцы. Например, при описании еды или дороги. Глухие не только смогли понять смысл этих жестов, но и изобрести свои собственные, чтобы сделать общение со слышащими более полноценным.

Отправляясь в школу, дети приносили с собой эти «домашние заготовки». Так знаки и способы объединять слова в предложения при помощи жестов стали основой для нового языка. Он проявлялся во внеклассное время, когда ребята ходили друг к другу в гости или собирались компанией. Через десять лет никарагуанские глухие даже организовали собственную ассоциацию и нашли дом, где открылся клуб для встреч.

Так как у детей из разных концов страны появилась возможность взаимодействовать друг с другом, они начали строить новый язык.

И получился новый язык

Сначала коммуникация оказалась для подростков такой же сложной, как и для предыдущих поколений. Но привезенные из дома жесты приспосабливались для того, чтобы их смог понять любой глухой человек. К ним постепенно дети добавили новые конструкции, которые строились по тому же принципу, что и раньше, дома. Несколько лет словарь нового языка рос с той же скоростью, что и словарный запас маленького ребенка, который учится говорить. Знаки стали более систематизируемыми, часто употребляющимися и менее экспрессивными. А структура предложений усложнилась.

В итоге, по словам Копполы, в наше время уже можно говорить об образовании совершенно нового, самостоятельного языка. Он стал достаточно богатым, чтобы выразить любую сложную мысль, но по-прежнему прост для усвоения глухими «новичками». Придя в школу, они легко усваивают новый способ общения и в свою очередь помогают языку развиваться дальше.

Всю информацию Коппола получила благодаря молодым никарагуанцам, которые смогли одновременно усвоить и стандартный никарагуанский язык жестов, и систему знаков, изобретенную в Маасе. Выяснилось, что ее структура разительно отличается от испанского языка. И даже от языков жестов, принятых в других странах.

«К сожалению, -- говорит Коппола, -- у нас нет видеозаписей самых ранних вариантов никарагуанского языка жестов, с 1978-го по 1986 год. И чтобы понять, как новый язык выглядел в самом начале, нам пришлось изучать особенности домашней жестикуляции, принятой в Никарагуа».

Как правило, исследования знаковой системы, принятой в семье, становятся неактуальными, когда ребенок идет в школу. Но в Никарагуа Коппола удалось найти семьи, где глухие дети остались дома и продолжали развивать свои «домашние жесты» независимо. И посмотреть, с чего пришлось начинать пионерам нового языка в 70-х годах.

Как говорит исследователь, на примере никарагуанского языка жестов можно понять, как появлялась грамматика и семантика во всех языках мира. Поэтому Коппола собирается продолжать свои исследования.

Информация о работе Мэри Копполы в Никарагуа опубликована на сайте Чикагского университета.

Перечислены симптомы микоплазменной пневмонии
Реклама