Психофизиологи считают, что текст на бумаге воспринимается лучше, чем на экране монитора. Потому что электронный текст теряет свою физическую сущность.
Все больше людей предпочитают книге электронные носители информации: «наладонник» или электронную книгу легко положить в карман и всегда иметь под рукой целую библиотеку. Бытует мнение, что книга как таковая вскоре отойдет в прошлое за ненадобностью. Однако ученые-психофизиологи с этим не согласны.
Доцент Анне Манген (Anne Mangen) из Центра изучения речи университета в городе Ставангер (Center for Reading Research at the University of Stavanger) в Норвегии рассматривает особенности чтения при помощи электронных и бумажных носителей в журнале Journal of Research in Reading.
То, что скорость чтения с экрана монитора приблизительно на четверть (от 20 до 30%) ниже, чем при чтении с листа, известно уже давно. Большинство опрашиваемых людей говорят, что им субъективно труднее читать с монитора. Одна из причин в том, что даже современные технологии пока не обеспечивают такого разрешения и контрастности текста, как в бумажном варианте. Люди, читающие текст с экрана, из-за этого не вчитываются в каждое слово, а сканируют, то есть проглядывают страницу. А значит, воспринимают неполную информацию.
Анна Манген как психофизиолог приводит еще некоторые различия «электронного» и «бумажного» чтения. Текст на экране теряет свою целостность, поскольку его размер ограничен размером экрана, а это влияет на целостность восприятия. Чтобы прокрутить текст вперед, мы кликаем мышкой. А когда читаем книгу, переворачиваем страницы. Оказывается, между двумя этими процессами есть принципиальная разница.
Исследовательница подчеркивает, что чтение, независимо от того, читаем мы для удовольствия, для образования или для работы, -- это мультисенсорный процесс. Иными словами, в процесс чтения вовлечены разные органы чувств и разные ощущения. Мы читаем не только глазами. Мы держим в руках книгу, переворачиваем страницы, при этом наши пальцы испытывают тактильные ощущения, которые непосредственно связаны с носителем информации -- книгой. При кликании мышкой наши действия и ощущения непосредственно не связаны с текстом, мы не трогаем его руками.
Книга представляет собой физический объект, ее сущность и содержание -- текст -- не разделены. В электронном виде текст утрачивает свою физическую природу.
Физические ощущения и манипуляции при чтении книги действуют на человека успокаивающе, что улучшает восприятие. Кроме того, в процессе чтения работают связи между сенсорно-моторными и когнитивными процессами на уровне разных областей мозга. В отличие от этого манипуляции с мышкой, тачпадом или клавиатурой отвлекают внимание от содержания текста, человеку труднее сосредоточиться.
По всем этим причинам при чтении художественной литературы книга дает гораздо больше возможностей погрузиться в вымышленный мир, чем электронные носители. Интерактивные продукты, такие как компьютерные игры, дают другую возможность погружения в виртуальный мир. Но, в отличие от книги, это уже заданный мир, где меньше места воображению.
Конечно, современные технологии направлены на то, чтобы сделать электронную книгу ближе к человеческой природе. Ученые изучают, как люди читают электронные продукты, и наука с непереводимым названием usability работает над тем, как их правильно делать. Но читать бумажную книгу, держа ее в руках, -- это, помимо всего прочего, просто удовольствие, считает автор работы.