При выборе партнера женщина не всегда отдает предпочтение наиболее маскулинным лицам. Но ее мозг реагирует на «мачо» сильнее. Особенно во время первой фазы менструального цикла.
Психологи и антропологи не раз обращались к вопросу, какие черты лица мужчин наиболее привлекательны для женщин. С общечеловеческой точки зрения женщинам должны больше нравиться мужественные, сильные мужчины с ярко выраженными маскулинными чертами лица: рельефными скулами, квадратным подбородком, тяжелой нижней челюстью, крупным носом. Выбор мужчин такого типа вроде бы предопределен и генетически – они обладают хорошими генами для сильного и здорового потомства.
Но наука показала, что дело обстоит не совсем так. Например, ученые из Университета Сент Эндрюс в Дарэме опросили 400 женщин и выяснили, что в качестве брачного партнера большинство выбирает не «мачо», а мужчин с более мягкими, слегка женственными чертами: более округлым овалом лица, большими глазами. Причина в том, что женщины выбирают не только производителя здорового потомства, но и отца для будущих детей. Мужчины с брутальной внешностью вызывают сомнения в их способности стать заботливыми отцами. Аналогичные результаты получили и специалисты из Ливерпульского университета: внешность «мачо» говорит о высоком уровне тестостерона и, значит, о хороших генах, но часто сопровождается тем, что мужчина не хочет заботиться о детях.
Ученые из института гендерных и репродуктивных исследований (Kinsey Institute for Research in Sex, Gender and Reproduction) Университета Индианы (Indiana University) подошли к вопросу по-новому. Они вооружились современным методом исследования головного мозга – функциональной магнитно-резонансной томографией. Метод позволяет в реальном времени увидеть, к каким зонам мозга усиливается приток крови, а значит, какие нервные клетки начинают активнее работать в той или иной ситуации. То есть нейрофизиологи не просто спрашивали женщин, какие лица их больше привлекают, а смотрели на объективный показатель – реакцию их мозга.
В экспериментах участвовали 12 молодых женщин, их средний возраст составлял 25 лет. Ученые показали им 112 мужских лиц. Причем, как говорят авторы, на самом деле это были лица 56 мужчин. Просто специальная компьютерная программа представляла лицо каждого мужчины в маскулинном и феминизированном варианте. При этом женщин просили ответить на вопрос, хотели бы они иметь этого мужчину в качестве полового партнера, оценить его кандидатуру в баллах от 0 до 4 и представить себе ситуацию интимных отношений с ним. То есть ученые стремились поставить их в ситуацию реального выбора полового партнера.
Перед каждым тестом подопытные сдавали кровь на анализ гормонов. Одних и тех же женщин тестировали в фолликулярной фазе менструального цикла, которая близка к овуляции, и в лютеиновой фазе, которая наступает после завершения овуляции. Во время самого теста, напомним, мозг испытуемых ученые сканировали методом функциональной магнитно-резонансной томографии.
Женский мозг любит мачо
Нейрофизиологи распознали пять зон мозга, которые маскулинные лица активировали в большей степени, чем феминизированные. Обратного не было: то есть не было ни одной зоны, которая бы сильнее реагировала на женственные черты мужских лиц.
Но самое интересное, какие зоны мозга оказались вовлечены в ситуацию «выбора полового партнера». В пять зон попали те, что связаны с узнаванием лиц, с принятием решений и с получением удовольствия. Среди них передняя цингулярная кора – эта зона, как объясняет нейрофизиолог Хитер Рупп, вовлечена в принятие решений и оценку потенциального риска. По результатам некоторых исследований, она активировалась при оценке финансового риска.
Степень активации этих зон мозга, в то время как женщины «примеряли на себя» возможность интимных отношений с «мачо», зависела от фазы цикла, в которой находились испытуемые. В фолликулярной фазе активация была больше, чем в лютеиновой фазе. Ученые трактуют это так, что в течение цикла у женщины на уровне мозга меняется стратегия выбора полового партнера. В периоде, близком к овуляции, когда велика вероятность зачатия, женщины больше реагируют на «хорошие гены». Маскулинные черты лица для женщин ассоциируются с возможностью получения большего удовольствия, но и с риском. И под влиянием гормонов они готовы рискнуть. В другое же время цикла женщины больше ориентированы на выбор «хорошего отца» с более мягкими чертами, обещающими заботу о потомстве.
Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.