Ученые сняли с философа и священника Пьера Тейяра де Шардена обвинения в изготовлении «пилтдаунского человека» - самой известной подделки в истории палеоантропологии.
Об этом говорится в статье британских специалистов из Ливерпульского университета имени Джона Мурса, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.
Впервые так называемый пилтдаунский человек был представлен публике в 1912 году. Британский археолог-любитель Чарльз Доусон объявил, что находка была сделана в отложениях гравия недалеко от деревни Пилтдаун в графстве Сассекс. Она представляла собой челюсть с двумя молярами (коренными зубами) обезьяньего типа и фрагменты черепной коробки, типичной для человека.
Доусон присвоил экземпляру видовое название Eoanthropus dawsoni и объявил его связующим звеном между человеком и обезьянами. Позднее, в 1913-1914 годах на этом же месте были обнаружены останки доисторических млекопитающих, а также клык, относящийся к пилтдаунскому человеку – его нашел французский священник-иезуит и антрополог Пьер Тейяр де Шарден, который впоследствии прославился благодаря своим философским сочинениям.
Наконец, в 1915 году Доусон отыскал в 3 километрах от первого места зуб и несколько фрагментов черепа, якобы принадлежавшие еще одному представителю пилтдаунского человека. Находки Доусона принесли ему мировую славу и получили признание у ученых. Лишь спустя 40 лет специалисты разоблачили подделку, показав, что пилтдануский человек – это не более чем смесь искусственно состаренных обезьяньих и человеческих костей.
Подозревать в изготовлении подделки стали не только Доусона, но и работавших с ним лиц, в том числе Тейяра. Однако авторы статьи показали – фальсификация является делом рук одного человека. Они пришли к такому выводу, проанализировав ДНК, содержащуюся в костных останках, а также царапины на их поверхности, с помощью которых костям был придан древний вид.
Тейяр сам стал жертвой фальсификации?
Выяснилось, что и клык, найденный Тейяром, и все зубы, обнаруженные Доусоном, в действительности происходят от одного-единственного орангутанга с Борнео. Кроме того, все останки пилтдаунского человека были обработаны одним и тем же химическим составом, а в их трещины по одной и той же технологии были помещены песчинки гравия.
Из этого ученые заключили – фальсификация была осуществлена самим Доусоном без чьей-либо посторонней помощи. Примечательно, что после его смерти в 1916 году никаких новых «находок» в Пилтдауне сделано не было. Скорее всего, Доусоном двигала жажда славы – особенно ему хотелось быть избранным в Лондонское королевское общество.
По словам авторов статьи, «находка» клыка могла быть специально подстроена Доусоном, поскольку она случилась в тот самый момент, когда оппоненты стали оспаривать предложенную им и его соавтором Артуром Вудвардом реконструкцию пилтдаунского человека. Кости ископаемых млекопитающих, найденные в Пилтдауне, происходят из других мест и также могли быть подкинуты Доусоном в раскоп.