Ученые выяснили, как за последние 10 лет в США эволюционировали законодательные инициативы, призванные помешать преподаванию теории эволюции в школах. Оказалось, что подобно живым организмам антидарвинистские законопроекты подчиняются закону происхождения посредством модификации.
Об этом говорится в статье Николаса Мэтцке из Австралийского национального университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.
История борьбы с преподаванием дарвинизма в американских школах насчитывает уже почти столетие. Всё началось с так называемого «обезьяньего процесса» в 1925 году, в результате которого суд запретил преподавать теорию эволюцию американским школьникам. Запрет продержался до 1968 года, и затем маятник качнулся в пользу сторонников научного образования.
В 2005 году в ходе судебного разбирательства Kitzmiller v. Dover было запрещено включать теорию «разумного замысла», смягченную форму креационизма, в школьную программу наряду с дарвинизмом. Однако и после этого креационисты не оставили своих попыток повлиять на школьное образование, но только на этот раз они стали руководствоваться более изощренной тактикой.
Автор статьи проанализировал содержание 71 антиэволюционистской законодательной инициативы. Законопроекты были предложены в 16 штатах, начиная с 2005 года, причем в 3 штатах (Луизиана, Теннеси и Миссисипи) их одобрили и воплотили в жизнь. В своем анализе Мэтцке использовал подход, который обычно применяется при выяснении родственных отношений биологических видов.
Построив генеалогическое древо креационистских законопроектов, исследователь выяснил, что они в значительной мере копируют свои более ранние аналоги с добавлением некоторых изменений. С течением времени изменения накапливаются, а наиболее успешные законотворческие находки закрепляются отбором. Похожим образом устроена эволюция живых существ.
По словам ученого, после дела Kitzmiller v. Dover креационисты более не пытаются настаивать на преподавании некоей религиозной альтернативы дарвинизму. Вместо этого они делают упор на развитие критического мышления школьников. Все проанализированные Мэтцке законопроекты предлагали наделить учителей правом освещать спорные вопросы в теории эволюции.
Нередко наряду с теорией эволюции в законопроектах упоминается и теория антропогенного потепления климата - к ней консервативно настроенные креационисты также относятся с недоверием. Поскольку учителям предлагается критически рассматривать не только дарвинизм, но и климатические теории, это скрывает религиозную мотивацию, стоящую за законопроектами.