Ученые доказали, что издательства-монополисты, поглощающие научные журналы, не дают им существенных преимуществ, но лишь увеличивают за счет этого собственную прибыль.
К такому выводу пришли специалисты из Монреальского университета, чья статья опубликована в журнале PLOS ONE.
В 2015 году научным журналам исполняется 350 лет - ровно столько времени прошло с начала выпуска Philosophical Transactions, трудов Лондонского королевского общества, которые считаются первым научным периодическим изданием. В преддверие этого юбилея авторы статьи решили выяснить, как изменилась научная периодика за последние 40 лет.
До Второй мировой войны большая часть научных журналов выпускалась научными обществами, однако затем инициативу перехватили коммерческие издательства. Проанализировав 45 миллионов научных публикаций, фигурирующий в базе Web of Science за 1973-2013 годы, авторы работы выяснили, что доминирование крупных издательств стало особенно заметным, начиная с 1990-х годов.
Так, в наши дни пятерка крупнейших издательских домов (Reed-Elsevier, Wiley-Blackwell, Springer, Taylor & Francis и Sage Publications) выпускает 53% всех научных статей, тогда как в 1973 году эта цифра составляла лишь 20%, в 1996 году - 30%, а в 2006-м - 50%. Захват рынка научной периодики крупными издательствами произошел как за счет поглощения более мелких конкурентов, так и за счет учреждения новых журналов под эгидой этих гигантов.
В то же время в разных научных дисциплинах ситуация неодинакова. Например, в физике, где до сих пор сильны научные общества, выпускающие собственные журналы, в 2013 году пятерка издательств-гигантов публиковала лишь 35% всех статей, тогда как в психологии их доля достигла 71%. Интересно, что в химии на четвертое место по количеству публикуемых работ удалось подняться Американскому химическому обществу.
Издательства-гиганты наживаются на бесплатном труде
Как отмечают исследователи, когда научные журналы, выпускавшиеся мелкими издательствами, начинают выходить в крупных издательских домах, это не сказывается на цитируемости публикуемых в них материалов. Следовательно, издательства-гиганты не делают научные журналы более доступными для широкой аудитории.
Поглощение научных журналов выгодно прежде всего самим крупным издательствам. Например, за счет этого процесса издательство Reed-Elsevier в 1991-1997 годах увеличило свою прибыль с 665 млн до 1,41 млрд долларов, а его норма прибыли возросла с 17% до 26%. Затем норма прибыли Reed-Elsevier начала снижаться, но в абсолютном выражении его прибвль продолжала расти, составив более 2 млрд долларов в 2013 году.
По словам авторов статьи, высокие прибыли крупных издательств объясняются как отчислениями библиотек, вынужденных подписываться на их базы данных, так и низкими затратами на выпуск научных журналов. В цифровую эпоху их необязательно издавать на бумаге, а контент бесплатно обеспечивают сами авторы и рецензенты, следящие за качеством публикаций.