Финский физик подсчитал, что по сравнению с началом XX века ученым всё дольше и дольше приходится ждать Нобелевской премии. Многие из них до нее просто не доживают.
Об этом говорится в статье профессора Санто Фортунато из Университета Эспоо, опубликованной в журнале Nature.
В наши дни мы привыкли к тому, что нобелевскими лауреатами становятся, как правило, пожилые люди, которых чествуют за открытия, совершенные много лет назад. Однако профессор Фортунато показал, что так было не всегда. Он собрал статистику по всем лауреатам Нобелевки начиная с 1901 года, когда ее впервые вручили. Оказалось, что до 1940 года только 20% лауреатов в области физики приходилось ждать награды 20 и более лет с момента открытия, в области химии этот показатель составлял 15%, в области физиологии и медицины - 24%.
Однако постепенно ситуация менялась - Нобелевский комитет всё неохотнее присуждал премии за «свежие» научные достижения. После 1985 года 20 и более лет премии дожидались в среднем 60% лауреатов в области физики, 52% - в области химии и 45% - в области физиологии и медицины. Это значит, что время ожидания Нобелевки за XX век возросло более чем в три раза.
Поскольку, согласно правилам, Нобелевскую премию нельзя присуждать посмертно, то многие ученые просто не доживают до заслуженной награды, подчеркивает Фортунато. Существует два альтернативных объяснения возросшей задержки: согласно одному из них, в последние десятилетия стало совершаться меньше прорывных открытий, которые бы были достойны немедленного вручения премии. Согласно другой версии, наоборот, таких открытий становится всё больше и больше, так что Нобелевский комитет не успевает вовремя присуждать награды.
Напомним, в последний раз решение Нобелевского комитета, присудившего премию по физике Питеру Хиггсу и Франсуа Энглеру, предсказавшим существование бозона Хиггса, разочаровало научное сообщество. Физиков возмутило, что комитет не оценил по достоинству вклад американцев Томаса Хагена и Геральда Гуральника в разработку теории этой частицы. Еще один физик-теоретик, соавтор Энглера Роберт Браут, так и не дожил до вручения премии.