Минобрнауки РФ изменит критерии ежегодного мониторинга эффективности вузов. В прошлом году первая версия такого исследования вызвала скандал, так как в черном списке оказались известные на всю страну вузы.
Замглавы Минобрнауки Александр Климов рассказал «Коммерсанту», что этой осенью мониторинг эффективности вузов будет проведен по новым критериям. Прежде всего изменится оценка учебных заведений с образовательной спецификой - творческих, транспортных, военных и т. д. «Они получат свои дополнительные критерии оценки, разработанные при участии профильных министерств, - заявил Климов. - Так, Министерство культуры уже предложило два таких показателя. Во-первых, оценивать, как абитуриенты сдали творческие экзамены. Во-вторых, смотреть, насколько хорошо вузы участвуют в творческих мероприятиях, концертах и спектаклях».
Еще один новый критерий Минобрнауки предлагает сделать единым для всех вузов. «Мы собираемся оценивать взаимоотношения системы образования и рынка труда,- рассказал замминистра.- То есть учитывать количество выпускников вуза, которые обратились на биржу труда». По словам господина Климова, сейчас примерно 6% молодых специалистов сразу после окончания вуза встают на учет в качестве безработных. «Получается, что образование, которое они получили, не дает возможности найти работу даже не по специальности, - пояснил чиновник.- Есть специальности, которые показывают высокий уровень таких безработных. Рекордсменами являются юристы и экономисты».
Замминистра заявил, что Минобрнауки уже договорилось о совместной работе с Российским союзом промышленников и предпринимателей, «чтобы развивать этот критерий дальше».
Напомним, что в октябре 2012 года Минобрнауки РФ провело мониторинг 502 российских госвузов (учитывались средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений попали в черный список ведомства, причем среди них оказались РГГУ, МАРХИ и другие известные вузы. Результаты мониторинга вызвали неудовольствие у российских ректоров - они потребовали изменить критерии оценки. По их мнению, министерство не учитывало специфику учебных заведений: они оценивались одинаково вне зависимости от профиля. Кроме того, ректоры считали нечестным оценивать знания абитуриентов, то есть фактически работу школьных педагогов.
Тем не менее президент Владимир Путин в феврале 2013 года поручил правительству ежегодно проводить подобный мониторинг. Порядок проведения нового исследования Путин потребовал подготовить к августу 2013 года.