Воспоминаниями об академике Владимире Арнольде с Infox.ru поделился его ученик, декан факультета математики Высшей школы экономики Сергей Ландо.
«Я был его учеником, когда был аспирантом на мехмате (МГУ. -- Infox.ru), был постоянным посетителем его семинаров.
Я бы сказал, что ушел из жизни последний великий геометр в мире. Его деятельность охватывала всю математику целиком, но на всю математику он смотрел с геометрической точки зрения, пытаясь в вычислениях, которые он очень любил, исходить из геометрических структур и применять их опять же к пониманию геометрии окружающего нас мира, геометрии природы. На этом пути он достиг удивительных успехов и дал начало множеству теорий, которые потом стали развиваться и развиваются во многих случаях людьми, которые и не подозревают, что первоначальный толчок исходил от Владимира Игоревича. Он не различал физики и геометрии и исповедовал экспериментальный подход к математике. Он считал, что математические открытия, так же как и физические, строятся на наблюдениях, и лишь на основе наблюдений можно выводить какие-то общие законы, а математическое доказательство этих законов является хотя и непременной, но не главной частью математической деятельности.
Бурбакизм
Во Франции есть группа математиков Бурбаки (по фамилии мифического персонажа Бурбаки. – Infox.ru), оказавшая значительное влияние на развитие математики во всем мире в XX столетии и решающее влияние на французское математическое образование. Главным проектом Бурбаки в XX веке было создание целостной математической системы, в которой из первоначальных аксиом выводились бы все сколь-нибудь значимые теоремы математики. Они рассматривали существовавший цикл монографий как учебники, по которым могли бы обучаться все математики. Владимир Игоревич всегда возражал против построения в системе математики аксиом. Он считал, что математика -- экспериментальная наука, она должна исходить из наблюдений за математическими явлениями. Он яростно протестовал против распространения бурбакизма, спорил, в том числе публично, с членами этой группы.
Популяризация науки
Многие люди знают об Арнольде по его популярным выступлениям, по его книжке «Задачи для детей от 5 до 15 лет». Многие люди оказались вовлеченными в орбиту математики благодаря таким его публикациям. Он ежегодно приезжал в летнюю школу «Современная математика» в Дубне, куда ездят школьники старших классов и студенты младших курсов, много времени проводил со школьниками. В прошлом году Дмитрий Зимин устроил конкурс Арнольда по решению задач из этой книжки, в этом конкурсе приняли участие и дети, и взрослые со всей страны. Он также писал книги, которые рассматривал как популяризаторские, например «Теория катастроф» и «Что такое математика». Вообще Арнольд во всем мире рассматривается как создатель теории катастроф, хотя сам он эту теорию не любил так называть, предпочитая говорить о теории особенностей.
В 1996 году Арнольдом при участии префектуры Центрального округа был создан Московский центр непрерывного математического образования, который взял на себя работу со школьниками. Центр ведет работу по проведению олимпиад, организации кружков не только в Москве. С самого момента создания центра Арнольд стал председателем его попечительского совета, внимательнейшим образом следил за его работой и поддерживал. Для этого у него был все-таки очень высокий авторитет. Не властный, а научный, авторитет личности.
Он не учил нас, а скорее позволял нам учиться у себя. На наших университетских семинарах он публично думал. Всегда к ним тщательно готовился, знал, о чем будет идти речь. В те времена, а семинар он вел с 1958 года, доступ к зарубежной научной информации был затруднен, а ему многие ученые просто присылали свои научные работы. Поэтому участники семинара имели доступ к этой информации».
Также в редакцию Infox.ru прислал официальное соболезнование ректор МГУ имени Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий:
«На протяжении всей жизни Владимир Игоревич являл собой истинную единицу Творчества, заряжая всех окружающих неугасимыми и теперь жаждой непрестанного познания и созидания, неисчерпаемым интересом к Великой Науке.
Научные исследования Владимира Игоревича, ставящие его в один ряд с великими отечественными учеными-просветителями А. Н. Колмогоровым, Л. С. Понтрягиным, Н. Н. Боголюбовым, еще многие десятилетия будут являться основой для развития важнейших направлений математической науки. Написанные его рукой полные гуманизма и любви к ребенку учебники более полувека помогали проникать в математику, получать истинное наслаждение в познании ее миллионам детей. Эти книги навсегда обрели свое место на школьных партах».