Ученые выяснили, что всплеск разнообразия кальмаров и других головоногих моллюсков, лишенных раковины, пришелся на вторую половину мезозоя. Причиной этого стала усилившаяся конкуренция с костистыми рыбами.
К такому выводу пришли генетики из Британии и Японии, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Аммониты и белемниты - вымершие головоногие моллюски, имеющие твердую минеральную раковину - отлично представлены в палеонтологической летописи: их можно в количестве насобирать в ближайшем Подмосковье. А вот кальмарам, осьминогам и другим безраковинным головоногим моллюскам, объединяемым в группу колеоидов, в этом смысле повезло гораздо меньше - их остатки крайне редко сохраняются в ископаемом состоянии.
Авторы статьи попытались получить недостающие данные об эволюции колеоидов, прибегнув к их геному. Всего было проанализировано 180 генов 56 видов современных головоногих. Выяснилось, что десятирукие (к ним относятся кальмары и каракатицы) достигли разнообразия в юрском периоде, а осьминоги - в меловом периоде. Именно в это время начался расцвет костистых рыб - оба события тесно связаны друг с другом, полагают ученые.
Дело в том, что головоногие моллюски конкурируют с костистыми рыбами за одну и ту же добычу, а порой и попадают к последним на обед. Чтобы потягаться с рыбами в проворности, головоногим и пришлось отказаться от громоздкой внешней раковины (как у аммонитов), равно как и от развитой внутренней раковины (как у белемнитов). Те, кто этого не сделал, вымерли к концу мезозоя.
Все эти события являются частью так называемой мезозойской морской эволюции, когда в океанах появилось множество хищников, приспособленных к разламыванию твердых раковин и панцирей, вроде рыб, некоторых скатов, акул и ракообразных. В результате организмы стали больше полагаться не на мощную броню, как это было в палеозое, а на проворность и быстроту.