Ученые выяснили, что заставляет петь рыб-жаб, чьи звуки не дают покоя американцам. Оказалось, что всё дело в мелатонине, гормоне суточного ритма, который также управляет пением птиц.
Об этом говорится в статье американских специалистов из Корнелльского университета, опубликованной в журнале Current Biology.
Долгое время жители тихоокеанского побережья США жаловались на непонятный гул, который идет со стороны моря по ночам и резко обрывается утром. Звуки чем-то напоминали отдаленное гудение пчелиного улья – некоторые объясняли их испытаниями какого-то секретного оружия или даже происками инопланетян.
Однако затем ученые установили – источником гула являются самцы придонных рыб-жаб Porichthys notatus. Они издают звуки в надежде привлечь партнерш, вибрируя особыми акустическими мышцами, прикрепленными к видоизмененному плавательному пузырю. Авторы статьи решили выяснить, как регулируется это поведение.
В ходе эксперимента исследователи в течение 10 дней постоянно держали рыб-жаб на свету – в этих условиях у них перестал вырабатываться гормон мелатонин, отвечающий за суточные ритмы. В результате рыбы прекратили петь. Но как только им ввели аналог мелатонина, пение возобновилось.
Отсюда был сделан вывод, что рыб заставляет петь именно этот гормон. Примечательно, что на дневных птиц он действует прямо противоположным образом, заставляя их с наступлением ночи отправляться на покой. Однако одно сходство всё же есть – и у дневных птиц, и у рыб-жаб рост концентрации мелатонина приводит к удлинению сигналов во время пения.
Когда ученые, напротив, посадили рыб в полную темноту на 7 суток, те продолжали петь, но их суточный цикл постепенно смещался: каждый вечер рыбы приступали к пению на час позже. Следовательно, эти рыбы, как и прочие организмы, должны постоянно сверять свои внутренние часы с внешними стимулами.
Если бы пение не было привязано к мелатонину, говорят ученые, то рыбы могли бы издавать звуки и в светлое время суток, что привлекло бы к ним нежелательное внимание хищников.